2 февраля 1944 года. Шел 956-й день Великой Отечественной войны

отadmin

Фев 2, 2024
2 февраля 1944 года. Шел 956-й день Великой Отечественной войны

2 февраля 1944 года

Ровно-Луцкая операция. Части 1-го гвардейского кавкорпуса генерал-лейтенанта Виктора Баранова, развивая наступление от Киверцев на юго-запад, утром заняли Луцк. В течение почти всего февраля 13-й армии генерал-лейтенанта Николая Пухова пришлось вести жестокие бои за удержание Луцка.

Части 6-го гвардейского кавкорпуса генерал-лейтенанта Сергея Соколова из района Клевани нанесли удар на юго-восток и к вечеру во взаимодействии с войсками, наступавшими с фронта, и при содействии партизан овладели Ровно. 3 февраля будет освобожден важный узел ж/д Здолбунов.

2 февраля 1944 года. Шел 956-й день Великой Отечественной войны

На севере. 10 самолётов СФ вели поиск кораблей противника и воздушную разведку, 2 — вылетали на перехват его воздушных разведчиков, 3 — прикрывали беломорскую часть конвоя JW-56B, навстречу которой вышли 2 ледокола, 2 буксира и 1 тщ.

1 Здесь и далее наименования географических пунктов, их написание, а также аббревиатура кораблей, частей и соединений приводятся так, как они употреблялись в документах тех лет.

К Варде вышла пл М-108, а М-200 прибыла в базу. Для обеспечения выхо-да в Англию конвоя RA-56 поиск вражеских пл у Кольского залива вели 1 скр, 1 БО, 6 ска МО и 4 самолёта. Дозоры несли 5 кораблей и катеров.

На западе. Из-за плохой погоды авиация БФ выполнила только 74 самолёто-вылета для содействия наступлению наших войск под Ленинградом. Зенитным огнём врага сбито 2 самолёта, и 1 совершил вынужденную посадку. 1 Пе летал на разведку на Ладоге, сбросив бомбы на аэродром Видлицы.

3 кл и 6 тщ с 520 морскими пехотинцами перешли из Кронштадта на Лавенсари для последующей высадки в устье реки Нарова. Их обеспечивали 3 ска и 5 буксиров. Кл «Вира» ЛВФ сняла гарнизон с о. Зеленец и доставила его в Морье.

На юге. 10 самолётов ЧФ прикрывали переход судов из Анапы в Тамань, 6 — вели поиск вражеских пл у берегов Кавказа, 4 — вылетали на перехват самолётов-разведчиков противника, и 9 — на воздушную разведку.

На Керченский п-ов доставлено 1923 человека, военная техника и 788 т грузов, вывезено 592 раненых и 200 командированных. 2 катера тралили мины в Новороссийском порту.

Сводка Совинформбюро за 2 февраля 1944 года

2 февраля 1944 года. Шел 956-й день Великой Отечественной войны

Дневное сообщение 2 февраля 1944 года

В течение 2 февраля на Нарвском направлении наши войска продолжали успешно развивать наступление и заняли более 40 населённых пунктов, в том числе Усть-Луга, Межники, Краколье, Новая Деревня, Волково Вана-Кюла, Федоровка, Дубровка, Монастырек, Вороново, Черно, Кривая Лука, Боровня, Малая Поля, Никольщина.

Южнее Сиверский наши войска вели наступательные бои, в результате которых заняли ряд населённых пунктов.

Юго-западнее и южнее Любань наши войска с боями продвигались вперёд и заняли населённые пункты Тигода, Новая Деревня, Нанежно, Ольховка.

Западнее и юго-западнее Новгорода наши войска, преодолевая сопротивление и контратаки противника, продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли несколько населённых пунктов.

Западнее Новосокольники наши войска с боями продвигались вперёд и заняли населённые пункты Метальниково, Вашково, Горы, Тумаши, Борщово, Терешково, Булавина.

В течение 1 февраля наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 85 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 64 самолёта противника.

На Нарвском направлении наши войска продолжали успешное наступление и заняли более 40 населённых пунктов. Части Н-ского соединения за день боёв истребили 1.200 немецких солдат и офицеров. Артиллерия, поддерживающая действия пехотных частей, уничтожила 9 немецких танков, 6 артиллерийских батарей и 2 батареи шестиствольных миномётов. Советские артиллеристы, кроме того, обстреляли отступавшие колонны немцев и уничтожили 60 автомашин с вражеской пехотой.

Южнее станции Сиверский наши войска вели наступательные бои и заняли ряд населённых пунктов. Овладев одним сильно укреплённым узлом вражеской обороны, наши бойцы захватили 30 орудий, из них 4 самоходных типа «Фердинанд», 150 автомашин, 50 мотоциклов, 30 тягачей с прицепами, 13 радиостанций, 15 складов с боеприпасами, горючим и военными материалами, свыше 4 тысяч авиабомб и другие трофеи.

Юго-западнее и южнее города Любань наши войска с боями продвигались вперёд. Бойцы Н-ской части, пробравшись через болота, вышли в тыл немцев и разгромили отступавшую колонну противника. На поле боя осталось до 500 вражеских трупов. Захвачено несколько шестиствольных миномётов, много пулемётов, автоматов и до 200 повозок с военными грузами. В другом районе взята в плен значительная группа гитлеровцев, скрывавшаяся в лесах.

Западнее и юго-западнее Новгорода немцы, подтянув крупные подкрепления, неоднократно переходили в контратаки. Части Н-ского соединения отразили контратаки гитлеровцев и, с боями продвигаясь вперёд, заняли несколько населённых пунктов. Уничтожено до 600 немецких солдат и офицеров. На другом участке наши подвижные отряды внезапной атакой овладели опорным пунктом противника и захватили 11 орудий и другие трофеи.

Западнее Новосокольники наши войска вели наступательные бои и, преодолевая упорное сопротивление противника, овладели несколькими населёнными пунктами. На другом участке советские подразделения перерезали шоссейную дорогу, имеющую для немцев важное значение. За день боёв уничтожено до полка пехоты противника. Захвачены у немцев 8 исправных 105-мм орудий, 3 автоматические пушки, склад с боеприпасами, вещевой склад и другие трофеи.

Советские лётчики крупными силами совершили налёты на ближние тылы противника и уничтожили 9 танков, до 40 орудий и 150 автомашин с пехотой и грузами. Прямым попаданием бомб взорвано пять складов противника с боеприпасами и горючим.

Белорусские партизанские отряды с 18 по 21 января пустили под откос 19 железнодорожных эшелонов противника. Разбито 14 паровозов и 160 вагонов и платформ. За это же время советские патриоты огнём из противотанковых ружей вывели из строя 13 немецких паровозов, взорвали 3 железнодорожных моста, 80 мостов на грунтовых дорогах и уничтожили более 106 автомашин противника. Группа белорусских партизан совершила налёт на немецкий аэродром. На аэродроме взорвано два бомбардировщика, склад с бензином и уничтожено 29 немецких лётчиков и 96 гитлеровцев из состава аэродромной службы.

В штабах немецких дивизий, разгромленных на Ленинградском фронте, захвачено большое количество трофейных документов. Эти документы свидетельствуют о том, что успешное наступление советских войск опрокинуло все планы немецкого командования и вызвало среди гитлеровцев смятение и панику. 15 января командующий Северной группой немецких армий генерал-фельдмаршал фон Кюхлер разослал командирам соединений секретную телеграмму за № 598/44, в которой говорится: «На Северном фронте противник начал наступать одновременно в нескольких местах. Наш фронт должен выиграть эту оборонительную битву. Он это может сделать, если армии с ещё большей решимостью, чем это было до сих пор, бросят в бой все свои силы до последнего человека…» Несколько дней спустя такие же приказы издали командиры немецких дивизий. Так, например, командир 11 немецкой пехотной дивизии обратился к солдатам со следующим воззванием: «Солдаты! Тяжёлые дни пришлось пережить всем частям, которые участвуют в боях с начала этой битвы южнее Ленинграда. Советы хотят осуществить прорыв на Гатчину. Это их намерение должно быть сорвано. Занятая сейчас линия фронта должна удерживаться во что бы то ни стало».

Немецкое командование прилагало все усилия к тому, чтобы помешать советским войскам прорваться на Гатчину. Однако Красная Армия успешно прорвала оборону немцев, и теперь Гатчина осталась далеко позади линии фронта.

Немецкие войска под Ленинградом разгромлены и понесли огромные потери в людях и технике. Солдат Хорст Гринберг из 13 роты 540 штрафного батальона сообщил: «Наш батальон утром 16 января в составе 800 человек прибыл в деревню Гладино. Через два дня в батальоне осталось только 70 человек. Все остальные убиты, ранены или попали в плен». Фельдфебель Макс Хайдекер, командир взвода 12 роты 391 полка 170 дивизии, показал: «Артиллерия русских била два часа по нашим позициям. Мы сидели в землянках и с ужасом ждали, когда всё это кончится. Офицеры под угрозой расстрела погнали нас в бой. Из общего состава полка вернулось обратно только несколько десятков человек». Старший вахмистр 2 зенитного полка 2 зенитной дивизии Отто Зайдль рассказал: «Наш полк был окружён русскими. Побросав все орудия, мы пытались бежать, но утром снова попали в котёл, из которого уже не было выхода. Немецкая армия потерпела под Ленинградом ужасную катастрофу». Подобных показаний можно было бы приводить огромное количество. Немецкое командование по приказу фон Кюхлера бросало в бой все свои силы до последнего человека. Однако все попытки немцев удержаться под Ленинградом потерпели полный крах.

2 февраоя 1944. Сталин объясняет Гарриману, почему СССР не будет иметь дело с поляками из Лондона

2 февраля Сталин принял посла США Аверелла Гарримана. Принял по просьбе посла США. Гарриман уговаривал Сталина принять посредничество США в урегулировании отношений с СССР с поляками. Сталин все популярно объяснил американцу:

Гарриман говорит, что он хотел еще сказать о том, что Президент надеется, что удастся что-либо сделать для разрешения польской проблемы.

Тов. Сталин показывает Гарриману подпольную польскую газету, издающуюся польским правительством в Вильно. На первой странице этой газеты вверху помещена надпись: «Гитлер и Сталин — две стороны одного и того же зла». Тов. Сталин спрашивает, что можно сделать с такими людьми, которые на словах, якобы, дружественно относятся к Советскому Союзу, а на деле отравляют польский народ такой литературой. Польское правительство обманывает Идена, утверждая, что оно, якобы, дружественно относится к СССР. Разве можно после этого верить польскому правительству?

Гарриман замечает, что он может сказать об этой газете лишь то, что это отвратительно.

Тов. Сталин спрашивает, не посоветует ли нам Гарриман, что делать с этими людьми, которые издают подобные газеты?

Гарриман говорит, что, может быть, у Маршала Сталина имеется что-либо для передачи Президенту?

Тов. Сталин отвечает, что у него пока не имеется ничего.

Гарриман говорит, что он хотел лишь указать на то, что Президент придает большое значение урегулированию этого вопроса и надеется, что Маршал Сталин найдет для этого пути.

Тов. Сталин говорит, что мы не можем разговаривать с польским правительством. Пусть они сами думают, что делать. Мы пошли на большие уступки. Мы согласились на линию Керзона, мы согласились передать полякам район Белостока. Поляки же ничем себя не хотят связывать. Они не согласились на линию Керзона в то время, как мы нашим заявлением связали себя. Поляки думают, что русские — дураки, которые будут проливать за них кровь. Все думают, что русские существуют для того, чтобы проливать кровь, а другие будут тем временем делать политику.

Гарриман замечает, что американцы этого не думают.

Тов. Сталин говорит, что он знает это. Но вот поляки так думают. Но мы посмотрим, кто, в конце концов, останется в дураках.

Гарриман говорит, что Маршал Сталин, конечно, не думает, что Гарриман будет защищать поляков, но поскольку Гарриман жил в Лондоне, он знает, что многим из поляков доверять нельзя. Но среди них есть и порядочные люди.

Тов. Сталин говорит, что это, конечно, так, но что в настоящее время там всем заправляет генерал Соснковский. Он и во времена Сикорского вершил дела, оставаясь в то время в тени. Теперь же, при Миколайчике, который слабее Сикорского, Соснковский заправляет всем. Поляки думают, что они родились для того, чтобы другие на них работали.

Гарриман замечает, что польский вопрос в первую очередь касается СССР, во вторую очередь — Великобритании и лишь в третью очередь — Соединенных Штатов. Но дело в том, что Президент лично заинтересован в разрешении этой проблемы.

Тов.Сталин говорит, что пусть Президент не беспокоится. Поляки будут голосовать за него. Польский народ — хороший народ. Американских поляковизбирателей не следует смешивать с такими людьми, как Матушевский, так же как нельзя отождествлять Соснковского и польское правительство с польским народом. Это — разные величины.

Гарриман говорит, что он не имел в виду обсуждать вопрос о Польше. Он лишь хочет сказать, что в любое время, когда Маршал Сталин пожелает что-либо передать Президенту, он, Гарриман, готов предложить свои услуги.

2 февраля 1944 года. Шел 956-й день Великой Отечественной войны

2 февраля 1944 года. Шел 956-й день Великой Отечественной войны

2 февраля 1944 года. Шел 956-й день Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *