30 апреля 1939 года на Кировском заводе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) был изготовлен опытный образец тяжелого танка прорыва СМК-1. Этот момент ознаменовался как первый результат работы под руководством нового начальника СКБ-2 Кировского завода – выдающегося конструктора тяжелых танков Ж. Я. Котина. Для завода постройка СМК стала значимым событием, перевернувшим ход дел. До прихода Котина конструкторское бюро фабрики занималось в основном адаптацией и модернизацией чужих танков, таких как Т-28 и Т-29.
История одного заблуждения
30 апреля 1939 года, Кировском заводе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) был изготовлен опытный образец тяжелого танка прорыва СМК-1 .
Как известно, вермахт в июне 1941 г. не знал о существовании КВ и Т-34. Однако в Германии были свято уверены в том, что в СССР имеется танк, идентифицированный как Т-35С, в котором мы узнаем СМК. Причем в одном из вариантов справочника (01.06.1941)», где были не схемки, а фотографии, приводилась прям фотография СМК, запорошенного снегом. Финны сообщили ТТХ, фото прислали, машину внесли в справочник.
Вот так, из одной опытной машины раскрутили наличие танка в серии. Собственно это проблема разведки, знать не только образец, но и массовость его внедрения в вооруженные силы. Обнаруженные КВ-1 даже как-то пытались привязать к Т-35С/СМК. Потом кэп подсказал, что башня таки одна.
Происходило это с разными образцами техники неоднократно. В ВВС КА по оперативным документам летают Хе-113.
Вместе с тем, косвенно обнаружение СМК-«Т-35С» стимулировало массовую серию подкалиберных боеприпасов, которые имелись в армии вторжения на 22 июня 1941 г. в количестве десятков тысяч штук.
Историк А. В. Исаев
Однако с приходом Котина всё изменилось. Сначала был создан проект Т-29ЦН, который существенно отличался от предыдущего Т-29. Затем начались работы по СМК-1, предназначенному для замены в войсках танков Т-28 и Т-35. Изначально планировалось установить на СМК-1 три башни, но число башен было позже сокращено до двух.
В это время также активно разрабатывался «малый танк тяжелого бронирования» – танк КВ, который имел одну башню, был легче и имел более толстую броню. Впоследствии стало ясно, что более компактный и легкий танк оказался более удачным, чем его крупные собратья.
Во время испытаний СМК-1 и его конкурента, тяжелого танка Т-100, выявились серьезные проблемы с надежностью КПП и двигателями.