10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин

10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин

Фотомонтаж от «Русского исполина» — Жозеф Яковлевич Котин

Жозеф Котин родился 10 марта 1908 года в Павлограде Днепропетровской области.

В 1927-1930 годах — студент Харьковского политехнического института. В 1932 году окончил Военно-техническую академию им. Ф.Э.Дзержинского.

В 1932-1937 годах — инженер, затем начальник конструкторского бюро научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА.

10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин

После окончания школы в 1923 году пятнадцатилетний Жозеф Котин начал свою трудовую деятельность: устроился на харьковский котельно-механический завод «Труд», где сначала работал учеником, а затем подручным слесаря. Во время работы на заводе «Труд» Жозеф Котин сделал своё первое изобретение — слесарные тиски, отличавшиеся оригинальным техническим решением.

В 1937 году — главный конструктор Кировского завода в Ленинграде. Под руководством Котина в 1938 году началась работа по созданию тяжелого танка с противоснарядной броней СМК и КВ, экспериментальные образцы которых прошли испытания в советско-финляндской войне (1939-1940). В первые дни Великой Отечественной войны Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске.

До того СКБ-2 занималось сопровождением выпуска танков Т-28 и адаптацией сторонних проектов, таких, как Т-29. С именем Котина неразрывно связано создание тяжелых танков семейства КВ и ИС, тяжелых самоходных артиллерийских установок (САУ) семейства ИСУ и многих других боевых машин. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч тяжелых танков и САУ, сконструированных Котиным.

Принял участие в разработке тяжелых танков КВ-1С, ИС-1, КВ-85, один их создателей самого мощного танка второй мировой войны — ИС-2 с 122-миллиметровой пушкой.

10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин

До начала Великой Отечественной Войны в СКБ-2, возглавляемом Ж.Я. Котиным, велись работы по усовершенствованию конструкции тяжёлых танков и улучшению их боевых свойств: были спроектированы и изготовлены опытные тяжёлые танки Т-150 и Т-220, велись работы над танком КВ-3. Кроме того, появились проекты лёгкого танка Т-50 и самоходной артиллерийской установки с 152,4-мм пушкой Бр-2.

на фото: Опытный образец тяжёлого танка КВ.
pinterest.com

В 1943-1944 годах под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. В послевоенные годы Жозеф Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжелого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжелого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортера БТР-501 (на базе танка ПТ-76), а также трелевочного КТ-12 (1948) и колесного К-700 (1963) тракторов.

10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин

Несомненно, одним из наиболее значимых и ярких достижений Котина было создание тяжёлого танка ИС-2, достойно завершившего целую серию его конструкторских разработок, начинавшихся от танка КВ. ИС-2, по праву считающийся лучшим отечественным танком военного периода, получил высокую оценку у советских танкистов. «Гармоничное сочетание всех необходимых боевых качеств оказалось под силу лишь советскому танкостроению, — писал маршал бронетанковых войск А.X. Бабаджанян. — Вскоре после Курской битвы советские танкисты получили самый мощный танк второй мировой войны — ИС-2, созданный конструкторским бюро под руководством Героя Социалистического Труда Ж.Я. Котина».

на фото: Тяжёлый танк ИС-2.
pinterest.com

Вклад этих машин в Победу над фашистской Германией невозможно переоценить.
Котин пришел на должность начальника СКБ-2 Кировского завода, имея богатый опыт конструирования бронетехники. Получил он его, работая в проектно-конструкторском секторе научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации им. И. В. Сталина. Одной из тем, которой в то время занимался Котин, был вопрос воздушного десантирования танков. Устройство под названием ТВД-2 крепилось под фюзеляжем бомбардировщика ТБ-3, а также на плавающем танке Т-37А. В сентябре 1936 года прошла серия испытаний, в ходе которых производился сброс танка на бреющем полете. Система ТВД-2 работала безотказно, но приводнение каждый раз заканчивалось повреждениями днища танка. По этой причине от сброса отказались, но не от перевозки танка по воздуху. Позже аналогичная система подвески танков под ТБ-3 была принята на вооружение Красной Армии, ее использовали осенью 1941 года для переброски танков Т-38 под Мценск.


После войны под руководством Котина были созданы тяжелые танки ИС-4, Т-10. С 1968 года он работал заместителем министра оборонной промышленности СССР, ему было присвоено звание генерал-полковника инженерно-технической службы.

Награжден многими орденами и медалями. Умер 21 октября 1979 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, горная вершина на Тянь-Шане.

10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин

10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин

10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *