20 ноября 1935 года — Бомбардировщик ТБ-3 взлетел с пятью закреплёнными на нём истребителями

Проект «Звено» был уникальной инициативой советского авиаконструктора Владимира Сергеевича Вахмистрова, целью которой было создать инновационный комплекс из тяжёлого бомбардировщика, способного перевозить истребители. Это позволяло значительно увеличить дальность полёта и боевые возможности авиации, что в 1930-е годы было крайне актуально для СССР.

Идея проекта

Самолет ТБ-3 Фото Анатолий Сергеев-Васильев РИА Новости

В те годы истребители имели ограниченную дальность полёта из-за небольших топливных баков. Увеличение запаса топлива приводило к ухудшению манёвренности и превращало самолёты в лёгкие мишени. Вахмистров предложил революционное решение: использовать тяжёлый бомбардировщик как «авиаматку», перевозящую истребители. Во время полёта все самолёты в системе использовали топливо из баков бомбардировщика, что сохраняло автономный запас топлива истребителей для выполнения боевых задач.

Первый эксперимент был проведён в декабре 1931 года. На бомбардировщике ТБ-1 закрепили два истребителя И-4. Полёт проходил под руководством самого Вахмистрова и лётчика Валерия Чкалова. Несмотря на некоторые технические трудности, идея подтвердила свою жизнеспособность.

Развитие проекта

ТБ-3

С появлением четырёхмоторного тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 Вахмистров смог расширить концепцию. Теперь на самолёте можно было закрепить до пяти истребителей. 20 ноября 1935 года был совершён первый полёт системы «Звено-7». Лётчиком-испытателем выступил Пётр Стефановский. Конструкция включала:

  • Два истребителя И-16, подвешенных под крыльями ТБ-3.
  • Два И-5, установленных сверху на крыльях.
  • Один самолёт «Зет», подцепившийся под шасси бомбардировщика.

В воздухе пять истребителей одновременно отсоединились от бомбардировщика и перешли к автономному полёту. Этот эксперимент стал настоящим прорывом, но и вызвал удивление у наблюдателей, которые не верили, что такое возможно.

Применение в Великой Отечественной войне

Несмотря на то что Наркомат обороны СССР не поддержал широкое внедрение проекта, система «Звено» нашла применение в начале Великой Отечественной войны. Комплекс «Звено-СПБ» (с пикирующими бомбардировщиками И-16) использовался для выполнения стратегических задач. Наиболее успешными операциями стали:

  1. Бомбардировка нефтеперерабатывающего завода в Констанце (июль 1941 года) — важный объект снабжения Германии горючим.
  2. Удары по мостам через Дунай и переправам через Днепр (август 1941 года) — операции проходили успешно и без потерь.

На снимке: Петр Стефановский

Использование комплексов «Звено» позволило компенсировать значительные потери авиации в первые дни войны. Сложность управления такой системой и моральное устаревание ТБ-3 не помешали её эффективности в стратегических операциях.

Наследие проекта

Хотя проект «Звено» не получил массового применения, он продемонстрировал инженерный гений Вахмистрова и его команды. Вклад в развитие авиации оказался значительным, а идеи, заложенные в этом проекте, повлияли на дальнейшие разработки в области воздушных систем и стратегической авиации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER