Ми — 6 (по классификации НАТО: Hook — «крюк») —Советский тяжёлый многоцелевой вертолёт. Создан во второй половине 1950-х годов, когда в Советском Союзе были приняты на вооружение ракетные комплексы «Луна», для переброски которых и потребовался вертолёт большой грузоподъёмности. Вертолёт Ми-6 строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе, как в военном, так и в гражданском вариантах.
Ми-6 — первый в мире вертолёт серийного производства, оснащённый двумя турбовальными двигателями со свободной турбиной. Его компоновочная схема признана классической.
Как уже было сказано, в то время вертолёт Ми-6 был самым грузоподъёмным.
В конце 1952 года в ОКБ Миля начались исследования по созданию тяжёлого транспортного вертолёта.
11 июня 1954 года ОКБ Миля получило Постановление Совета Министров о разработке тяжёлого транспортного вертолёта.
В соответствии с ним тяжёлый вертолёт должен был перевозить 6 т. груза при нормальной взлётной массе, 8 т. при перегрузочной и 11,5 т. в случае полёта на укороченную дистанцию.
ОКБ Миля начало разработку вертолёта одновременно в транспортном, десантном и санитарном вариантах. Впервые в СССР на вертолёте предусматривалась перевозка грузов на внешней подвеске.
Главным конкурентом будущего Ми-6 стал Ка-22, разработанный в ОКБ Н. И. Камова. В отличие от Ми-6, Ка-22 был построен по поперечной схеме с двумя несущими винтами относительно небольшого диаметра, что, как выяснилось впоследствии, оказалось экономически нецелесообразно.
Серийный выпуск Ми-6 был развёрнут одновременно на двух предприятиях: Московском заводе № 23 и Ростовском заводе № 168.
В 1959 году на Ростовском заводе № 168 были выпущены первые 4 серийных Ми-6. Выпуск Ми-6 в Ростове продолжался до 1980 года, когда ему на смену пришёл более совершенный Ми-26. С 1959 по 1980 год на предприятии было выпущено 874 Ми-6.
В Москве было выпущено только 50 Ми-6 в период с 1960 по 1962 гг., по причине перехода завода на выпуск ракетно-космической техники.
Первый полёт вертолёта Ми-6 состоялся 5 июня 1957 года.
Государственные испытания проходили в 1959—1963 годах.
В ходе государственных летных испытаний вертолёта Ми-6 были установлены 16 мировых рекордов.
Самые значимые рекорды:
– подъем груза общей массой 5 тонн на высоту 5600 м;
– поднятие груза весом свыше 20 т на более чем 2000 м высоты;
– набор скорости в 300 км/час при перемещении груза 5 т на 1000 км;
– развитие скорости 320 км/час по замкнутому кругу на 500 км;
– достижение показателя скорости в 340 км/час на расстоянии 100 км – этот рекорд не превзойден до нынешнего времени.
За достижение абсолютного рекорда скорости 320 км/час на Ми-6 конструкторское бюро им. М.Л. Миля получило награду – Международный приз им. Сикорского И.И. «за выдающиеся достижения в развитии сферы вертолетостроения».
В 1964—1978 годах вертолёт Ми-6 поставлялся на экспорт.
ТТД вертолёта Ми-6:
– Двигатель (кол-во, тип, марка) 2 x ГТД Д-25В
– Нагрузка в кабине, кг: 12 000
– Нагрузка на подвеске, кг: 8000
– Макс. скорость, км/ч: 250/340
– Крейсерская скорость, км/ч: 200/250
– Стат. потолок, м: 2250
– Практическая дальность, км: 1450
– Дальность действия, км: 620—1000
– Продолжительность полёта, ч: менее 3
Размеры фюзеляжа
– Длина, м: 33,16
– Высота, м: 9,16
– Ширина, м: 3,2
Размеры кабины
– Длина, м: 12
– Высота, м: 2,65
– Ширина, м: 2,5
– Диаметр НВ, м: 35