Террористический акт в дагестанском городе Каспийск произошел 9 мая 2002 года во время празднования Дня Победы. Взрыв прогремел в 9:45 на улице Ленина, примерно в 300 метрах от центральной площади города. Взрывное устройство было заложено на обочине дороги и сработало в тот момент, когда по улице Ленина проходила праздничная колонна, во главе которой шли морские пехотинцы Каспийска. От мощного взрыва на месте погибло около 20 человек, позднее скончалось еще 24. Всего жертвами теракта стали 44 человека, ранения получили 170 человек.
По данным Управления ФСБ России по Дагестану, для совершения теракта была использована противопехотная мина направленного действия. Факт использования противопехотной мины подтверждался характером ранений, которые получили пострадавшие от взрыва.
После сообщений о теракте в Каспийск срочно выехали заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры России на Северном Кавказе Рамазан Шахнавазов, полпред президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев и директор ФСБ Николай Патрушев. Президент России Владимир Путин на срочном совещании в Кремле поручил Патрушеву создать и возглавить межведомственную группу для расследования этого преступления.
По факту взрыва в Каспийске было возбуждено уголовное дело по статье 205 УК РФ — «терроризм», 10 мая был объявлен в Дагестане Днем траура по погибшим в теракте в Каспийске. Командование Краснознаменной Каспийской флотилии, руководство Республики Дагестан и города Каспийск, представители общественности вместе с сослуживцами воинов, погибших в результате теракта, воздали в Каспийске последние почести жертвам трагедии.
После скорбной церемонии 16 тел павших военнослужащих были отправлены для захоронения в различные города России, откуда они были призваны для прохождения службы. Шесть музыкантов из военного оркестра — дагестанцы, служившие по контракту в бригаде морской пехоты, по мусульманским традициям были похоронены в родных местах 10 мая. Из Санкт-Петербурга в Махачкалу 11 мая были доставлены самолетом трое задержанных по подозрению в причастности к террористическому акту в Каспийске.
Преступники состояли в незаконном вооруженном формировании во главе с дагестанским экстремистом Раппани Халиловым, который, как было окончательно установлено 24 июня, был организатором теракта в Каспийске. Госдума поручила Комитету по безопасности взять под контроль следствие по поиску организаторов теракта в Каспийске.
Несколько человек, причастных к теракту, были задержаны и дали показания 22 мая. Была установлена группа лиц из 10 человек, которая подчинялась полевому командиру Раппани Халилову. Один из них проходил подготовку в Панкисском ущелье.
В Каспийске 7 мая 2003 года прошла церемония открытия мемориального комплекса в память военнослужащих и гражданских лиц, погибших в результате террористического акта, совершенного 9 мая 2002 года. Памятник был установлен у проезжей части центральной городской магистрали — улицы Ленина, где в момент прохождения в День Победы праздничной колонны демонстрантов и оркестра 77-й бригады морской пехоты прогремел мощный взрыв.
В Ножай-Юртовском районе у селения Алхан-Хутор, Чечня, 30 июля 2003 года был ликвидирован лагерь боевиков террориста Раппани Халилова. Боевик Анвар Висаев, причастный к серии терактов против мирных жителей, в том числе к теракту 9 мая 2002 года в Каспийске, 5 апреля 2004 года был уничтожен в Хасавюрте.
В Верховном суде Республики Дагестан 26 апреля 2004 года начался судебный процесс по делу о террористическом акте 9 мая 2002 года в Каспийске. На скамье подсудимых находились двое — Мурад Абдуразаков и Абдулхалим Абдулкаримов. Дело третьего задержанного, Ханали Умаханова, было выделено в отдельное производство.
Верховный суд Дагестана 8 июля 2005 года вынес приговор по делу о теракте в Каспийске. Абдуразаков был приговорен к 18 годам лишения свободы, Абдулкаримов — к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Наказание для обвиняемых было вынесено с учетом вердикта присяжных, которые 1 июля признали вину подсудимых в совершении теракта недоказанной.
Приговор им был вынесен по другим статьям УК РФ — за участие в незаконных вооруженных формированиях, незаконное приобретение, ношение и хранение огнестрельного оружия и боеприпасов и за другие преступные деяния.
Ханали Умаханов обвинялся по восьми статьям Уголовного кодекса, в том числе терроризме, убийстве, участии в деятельности бандформирований, незаконном приобретении, хранении и ношении оружия. Присяжные Верховного суда Дагестана 19 октября 2005 года оправдали Ханали Умаханова по всем статьям за исключением пункта, касающегося приобретения, хранения и перевозки пульта управления миной. Суд приговорил его к четырем годам колонии.
В 2006 году суд переквалифицировал действия Умаханова со статьи 30 УК РФ и части 3 статьи 223 УК РФ — покушение на незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенное в составе организованной группы, на часть 1 статьи 223 УК РФ — покушение на незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, и снизил ему наказание на два года.
В июне 2006 года Верховный суд России освободил Умаханова из-под стражи в связи с отбытием наказания. В Дагестане 18 сентября 2007 года в результате спецоперации был уничтожен один из руководителей бандподполья Дагестана Раппани Халилов, ответственный за организацию теракта в Каспийске.