Ла-5 (ЛаГГ-5)
21 марта 1942 года совершил свой первый полёт новый истребитель Ла-5.
Ла-5 (ЛаГГ-5)
Интересным фактом, касающимся этого самолёта является то, что конструкторскому бюро Семёна Алексеевича Лавочкина фактически одному из первых удалось установить мотор АШ-82 (М-82) на истребитель и довести опытную машину до серийного производства. Установка мотора АШ-82 на ЛаГГ-3 осложнялась тем фактом, что ранее фюзеляж был рассчитан под мотор М-105 шириной 798 мм, а новый мотор имел ширину 1260 мм, но цельнодеревянный фюзеляж от ЛаГГ-3 легко поддавался переделке.
Семён Алексеевич Лавочкин (1900 — 1960) — советский авиационный конструктор, генерал-майор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат четырёх Сталинских премий
Данный проект стал возможен благодаря нескольким обстоятельствам. Первое обстоятельство заключалось в том, что моторы АШ-82 были не востребованы в ВВС по причине перехода на моторы жидкостного охлаждения М-105. Полное свёртывание производства моторов воздушного охлаждения смог остановить советский конструктор авиационных двигателей Аркадий Дмитриевич Швецов. Конструктор в личной беседе с И. В. Сталиным, смог доказать потенциал заложенный в конструкцию АШ-82. Итогом беседы стало то, что к концу июля 1941 года на заводском складе накопилось 700 новых моторов АШ-82. В связи с этим, наркомат авиапромышленности разослал всем самолётным ОКБ задание произвести изыскания по возможности применения мотора на перспективных и существующих самолётах.
Серийные Ла-5 (ЛаГГ-5)
Вторым обстоятельством, поспособствовавшим появлению Ла-5, стал слабый мотор М-105 с мощностью 1100 лс (820 кВт) против АШ-82 мощностью 1700 лс (1268 кВт). Мотор М-105 не мог раскрыть полный потенциал заложенный в конструкцию самолёта ЛаГГ-3. Также стоит отметить, что двигатели воздушного охлаждения были более устойчивы к повреждениям.
Однако стоит отметить, что С. А. Лавочкин не был первым авиаконструктором, который попытался установить на ЛаГГ-3 более мощный мотор. На этом пути его опередил его соратник по созданию ЛаГГ-3 — Михаил Иванович Гудков. М. И. Гудкову удалось поднять в небо первый прототип ЛаГГ-3 (ГУ-82) с двигателем АШ-82 уже 11 сентября 1941 года, но конструктор не смог продавить свой проект в руководстве авиаотрасли СССР. К тому же проект был очень сырой и требовал доработки. Стремясь быстро дать стране скоростной истребитель Михаил Иванович Гудков минимально переделал воздушный обтекатель от СУ-2, что привело к сильному лобовому сопротивлению, которое снижало скорость самолёта.
Семён Михайлович Алексеев (24 декабря 1909 — 4 февраля 1993) — советский авиаконструктор. Герой Социалистического Труда
Немного позже М. И. Гудкова к конструкторским изысканиям по установке на ЛаГГ-3 мотора АШ-82 приступил С. А. Лавочкин. В конструкторском бюро, которым руководил С. А. Лавочкин, инициативные работы по установке двигателя на себя взял его заместитель Семён Михайлович Алексеев. Он сумел в невероятном темпе без расчётов и чертежей сделать опытный экземпляр самолёта. В короткие сроки инженеры КБ Лавочкина смогли решить проблему перегрева мотора, установив маслорадиатор от мотора М-107, который забыли в цеху работники КБ Яковлева (по слухам, инженеры Лавочкина по-тихому демонтировали с двигателя М-107 нужный им радиатор). Хотелось отметить, что работы по созданию самолёта проводились на фоне переезда ОКБ Лавочкина с завода в Горьком на завод в Тбилиси. Завод №21 в городе Горький передавали ОКБ Яковлева для развёртывания там производства истребителей ЯК. Инженеры и рабочие задействованные на работах с Ла-5 фактически вели свои работы подпольно.
С.А. Лавочкин на фоне новеньких Ла-5Ф
После решения вопросов с перегревом двигателя лётчики испытатели В. Н. Сагинов от ЛИИ и А. Н. Фролов от НИИ ВВС к 6 мая 1942 года смогли завершить испытания в которых подтвердили высокие характеристики нового самолёта. Однако самолёт всё ещё оставался сырым, по этой причине первые серийные Ла-5 сошли с конвейера только в июле 1942 года. Однако это позволило сохранить завод №21 за ОКБ Лавочкина и сохранить там производство ЛаГГ-3 и Ла-5.
Первоначально самолёт назывался ЛаГГ-5, позже приказом НКАП № 683 от 8 сентября 1942 года истребители ЛаГГ-5 были переименованы в Ла-5. Истребитель претерпел значительные изменения за годы войны и его модификация Ла-5ФН дошла до Берлина. На войне истребитель зарекомендовал себя с хорошей стороны и по некоторым параметрам превосходил немецкие самолёты, что позволяло на равных вести воздушный бой с противником. Летчикам нравились его скоростные характеристики и мощное вооружение состоящие из двух пушек ШВАК ( калибра 20 мм с общим боезапасом 340 патронов, которые разрывали вражеские самолёты на куски), но и мотор воздушного охлаждения, который имел большую живучесть, чем мотор жидкостного охлаждения, и одновременно являлся защитой от огня противника с передней полусферы.
Рисунок пара Ла-5 сбивает Ю-87
Ла-5 был прекрасный самолёт военного времени, он не был рассчитан на службу в мирное время, поэтому по завершению войны эксплуатация Ла-5 и его модификаций прекратилась. Деревянная конструкция самолёта не предназначалась для длительной службы в мирное время и уступала цельнометалическим самолётам, это была машина тотальной войны, рассчитанная на яркую боевую жизнь и недорогое производство из легкодоступных материалов.