С первых дней войны по всей территории огромной империи прошла волна лютых погромов. Жертвами их становились и деятели русинского движения, и православные священники, и русинская интеллигенция, и просто – мирные жители городов и сел, относившиеся к русинскому народу. В лучшем случае – они подвергались избиениям и депортации.
Первые 2 000 человек прибыли из Львова в Талергоф
Первый год в лагере не было даже бараков. Просто чистое поле, окружённое забором и жандармами. Люди спали на земле даже зимой. Постоянные избиения, пытки, издевательства, убийства жандармами за малейшую непослушность. Множество людей погибали от побоев, голода и различных болезней — в Талергофе царила полная антисанитария, например, от эпидемии тифа умерло почти полторы тысячи человек
Талергоф был создан для удержания русинов. Так в то время называло себя население современной Западной Украины. Русины придерживались прорусских взглядов веками, хоть и были политически оторваны от остальной Руси на протяжении шести веков. Массовые преследования начинаются с 1910-ых гг., а с объявлением войны России Австро-Венгрия утопила наши края в крови. Многих убивали на месте на глазах у родных и близких, многих отправляли в тюрьмы, но так как те были переполнены, пришлось создавать концентрационные лагеря, в числе которых, кроме Талергофа, были Терезин, Гминд, Гнава, Йозефштадт, тюрьмы в Линце, Клагенфурте и Мишкольце, «Чёртова башня» в Вене и другие
Русины не боялись своих взглядов, даже если знали, что идут на смерть. Когда они ехали в Талергоф, то говорили: «Ничего, братику! Новый год мы уже встретим у себя дома, на русской православной земле». Увы, после 1915-го года русская армия вынуждена была отступить из Галиции и Карпат, а обратно туда не вернулась — войну, которую Россия безоговорочно выиграла бы, прервали две революции
Со временем, всё же, состояние русинов-руссофилов ухудшалось — ещё бы: жить в постоянной атмосфере смерти и пыток, страдать от голода и болезней…
Буковинский священник, узник Талергофа, Дионисий Кисель-Киселевский писал:
«Всё время нашего пребывания в этом лагере наша жизнь висела всегда на волоске, если не от болезней, которые здесь свирепствовали, то от оловянной пули или стального штыка первого попавшегося часового»
Общее число заключённых Талергофа и других лагерей, в том числе погибших, неизвестно. Разные источники преподносят разную информацию
В мае 1917 года кайзер Карл I распорядился закрыть концлагерь Талергоф. Правда, при этом он отметил в своем рескрипте: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ими»
Хоть трагедия массовых преследований и истребления русинов коснулось сотен тысяч человек, трагедия всегда умалчивалась и не интересовала «элит». Современные галичане, подкарпатцы и буковинцы даже не догадываются, сколько крови пролилось сто с лишним лет назад у наших предков…
Но я верю, что спустя время миллионы будут знать об этой трагедии, а 4-ое сентября станет днём памяти невинно замученных русинов
17-го февраля 1917-го года закончился Второй Венский процесс (ПДФ файл вы можете скачать для ознакомления в конце статьи) над русинами-русофилами
По делу о «государственной измене» проходили арестованные ещё в 1914-ом году священники, журналисты, адвокаты, юристы, студенты, учителя, крестьяне, общественно-политические деятели — в общем 24 человека из Восточной Галичины и Буковины
Главным фигурантом стал священник Кассиан Богатырец , из-за чего процесс также называют «процессом Богатырца»
Дело открыли 25-го сентября 1916-го года. А этот день, 104 года назад, состоялся суд, на котором 16 человек приговорили к смертной казни через повешение, семь оправдали, а один скончался в концлагере Талергоф во время следствия. Обвинения были абсолютно абсурдными: например, журналиста Иллариона Цуркановича , арестовали за то, что он не встал в ресторане под звучание австрийского гимна
Однако, всем было понятно, что Австро-Венгрию ждёт неминуемый распад, который и спас обвиняемых от казни. Их отпустили
Борец за православие в Лемковской Руси
31-го января 1886-го года в селе Ждыня родился Максим Тимофеевич Сандович (Максим Горлицкий), галицко-русский священнослужитель
Атмосфера униатства казалась ему чужой, поэтому Максим Сандович переехал в Российскую Империю, где принял православие и стал послушником Почаевского монастыря
По окончанию Житомирской духовной семинарии вернулся в родные края. Служил в нескольких лемковских сёлах, где распространялось движение по переходу в православие
Австро-венгерские власти преследовали Максима Сандовича. 28-го марта 1912-го года его арестовали и обвинили в «шпионаже в пользу Российской Империи». Более двух лет отец Максим провёл в тюрьме, где ему обещали освобождение в случае отречения от православия. Судебный процесс, получивший неофициальное название «Львовский», против него, отца Игнатия Гудимы и общественных деятелей Семёна Бендасюка и Василия Колдры, вызвал громкий резонанс за предели Австрии. Вину подсудимых указать не удалось
В июне 1914-го года Максим Сандович вернулся в Ждыню, но уже через полтора месяца началась Первая мировая война. Священнослужителя вновь арестовали, на сей раз вместе с семьёй и односельчанами
6-го сентября 1914-го года без суда и следствия Максима Сандовича расстреляли во дворе тюрьмы в Горлицах. Последними словами отца Максима были: «Да живёт святое православие! Да живёт святая Русь!». После сражённый выстрелами Максим Сандович упал на землю, но ни один из выстрелов не был смертельным. Тогда руководивший казнью ротмистр Дитрих из личного револьвера выстрелил отцу Максиму в голову. Один из палачей вонзил в него кинжал. Расправа происходила утром на глазах беременной жены, отца и односельчан
Тело расстрелянного было похоронено на горлицком кладбище во рву, под забором, где обычно хоронили умерших, не заслуживающих христианского погребения. Самым близким было отказано в присутствии на погребении останков. Только в 1922 году по просьбе отца, который так же, как и матушка Пелагия, прошёл через концентрационный лагерь Талергоф , тело священника было эксгумировано, положено в металлический гроб и похоронено на кладбище в Ждыни
Вдова Пелагея родила в концлагере Талергоф (https://t.me/winogradow_miron/2856) мальчика, также названного Максимом и ставшего православным священнослужителем
Решением Священного Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 года Максим Сандович был причислен к лику святых как священномученик. Решениями Священного Синода Украинской Православной Церкви имя священномученика Максима внесено в составы соборов Галицких, Волынских и Карпаторусских святых. 24 декабря 2015 года решением Священного Синода Русской православной церкви в включён в месяцеслов Русской Православной Церкви
Ещё в 30-ых годах отцу Максиму был воздвигнут памятник в лемковском селе Чарном. На месте его гибели в Горлицах построили храм Святой Троицы. Там же освятили памятную доску
Максим Горлицкий стал героем борьбы за православие в Галиции и Карпатах. Другими важными деятелями были Иван Наумович и Алексий Карпаторусский (Александр Кабалюк). Вскоре после смерти Максима Сандовича, в 20-ых годах, на Лемковине целыми сёлами станут переходить в православие. Подобное происходило в 1900-12 гг. в Подкарпатской Руси.