Для разгона облаков заблаговременно создаётся группировка воздушных судов, для этого примерно за неделю до времени «Ч» начинается слёт транспортёров типа Ан-26 и Ан-12 на аэродром, который назначен главгнездом на время мероприятия. Изготовление хорошей погоды это очень дорогое мероприятие и я не слышал, что кто-то в нашей стране кроме Москвы может себе его позволить.
В зависимости от прогнозируемых погодных условий на момент времени «Ч» определяется тактика борьбы с плохой погодой, состав сил и средств, которые будут применяться.
Выбор средств борьбы напрямую зависит от типа облачности, это такие реагенты, как сухой лёд, жидкий азот, цемент и йодистое серебро. В помощь транспортерам выделяется уникальный самолёт «Росгидромета» Як-42, который оснащён специальным оборудованием для оценки метеорологической обстановки в режиме реального времени. Общее управление осуществляется с земли.
Основная задача воздушной группировки — «развалить» с помощью реагентов облака и не дать выпасть осадкам на город. Для этого несколько самолётов, забитых картонными коробками с реагентами, отправляются в назначенные зоны, где бортачи на протяжении многих часов выкидывают открытые коробки в открытую рампу с высоты 4-7 км, чем достигается насыщение влагой частиц реагента и осадки выпадают раньше, не дойдя до точки. Или расстреливают облака пиропатронами с йодистым серебром. Азотом лупят из специальных ёмкостей. Бомбардировка облачности ведётся беспрерывно, для этого самолёты в зонах меняют друг друга до достижения результата.
Насчёт того, используется ли тупо цемент в мешках в качестве реагента сказать не могу.
Работа считается вредной и раньше отдельно оплачивалась и ГРП, и экипажам .
Эффективность мероприятий по метеозащите зависит от многих факторов и конечно очень далека от 100%.
Я бы сказал ближе к 50%. Либо разгонят, либо нет.