Маршал Советского Союза Василевский (брутальный мужчина, сидит, второй слева), командующий 3-м Белорусским фронтом генерал Черняховский (сидит чуть дальше) и член военного совета 3-го БФ генерал Макаров (плотный мужчина на переднем плане) допрашивают генералов Гольвитцера (печальный человек в кепи) и Хитера (гордый господин в фуражке).
Гольвитцер командовал 53-м армейским корпусом группы армий «Центр» в районе Витебска. Именно он пал первой жертвой операции «Багратион» летом 1944 года. Первые удары начались еще 22 июня, на следующий день последовало решительное наступление, а вечером 24 числа окружение захлопнулось. Гольвитцер уже бывал в котле зимой 1942/43 годов, и тогда вывел крупные силы из окружения под Воронежем. Но второй раз факиру фокус не удался. Советские войска быстро уходили в глубину обороны вермахта, отрезали отдельные отряды в Островно и Бешенковичах.
25 числа Гольвитцер решил прорываться. В Витебске осталась 206-я пехотная дивизия, собственно, второго героя фото, генерала Хитера. Но жизнь этой «крепости» долгой не была. Хитер посидел под ураганным огнем аж 12 часов, решил «Да ну его» и тоже побежал в леса.
Далеко не ушел ни тот ни другой. В районе озера Мошно блокировали остатки 53 корпуса, после чего леса немилосердно стали обрабатывать Ил-2 и бомбардировщики. Просочиться сквозь кольцо кое-как еще могли малые группы, но перед этими маячила совсем страшная перспектива — попасть в плен к партизанам, а те-то сантиментами совсем не страдали и после всего, что было в Белоруссии до лета 44-го к Женевской конвенции относились с понятным скепсисом. В итоге 27 июня окруженным выставили ультиматум, а к полудню Гольвитцер выкинул белый флаг. В интернете часто пишут, что его взял в плен мл. лейтенант Николай Якимов из 494 артполка, но в наградных Якимова пленение генерала не значится (он, кстати, все равно человек был героический, арткорректировщик, и награжден был за отличное наведение родной артиллерии на скопления бронетехники и огневые точки; войну прошел, остался жив). Гольвитцер же капитулировал честь по чести, организованно. Обоих генералов провели по Москве, обоих отправили в Германию в 1955, вежливо попросив больше не приходить.
Всего под Витебском пленных набрали 17 тысяч человек, еще около 40 тысяч были убиты, четыре командира дивизий и командующий корпусом — погибли или попали в плен.