1940 год. СССР. В. В. Силантьев после выпуска из летной школы.
Силантьев Виталий Васильевич родился в 1919 году в городе Владимире. Семья Силантьевых была большой: отец, мать, Прасковья Федоровна, две его сестры и брат. У него была обычная биография молодого человека, родившегося и выросшего при Советской власти. Он был таким же, как и сотни других ребят, озорных, увлекающихся, честных. Окончив школу, Виталий поступил на работу на завод «Автоприбор».
В конце 30-х, когда прозвучал призыв: «Дать стране 10 тысяч летчиков!», повсюду стали открываться аэроклубы. Такой клуб был организован и во Владимире в конце 1936 года. Виталий стал одним из первых его курсантов. Недалеко от дома Силантьевых, там, где сейчас раскинулись корпуса ТЭЦ, находился аэродром аэроклуба. Там, на приклязьминском лугу, вынашивались надежды и мечты рабочего паренька с завода «Автоприбор». Работая фрезеровщиком и являясь членом заводского комитета комсомола, Виталий стал заниматься в аэроклубе. Аэроклубовцы были очень популярными людьми в городе. Им завидовали младшие, их уважали старшие, ими гордились. Праздничные демонстрации открывали учлеты аэроклуба. В синих комбинезонах, кожаных шлемах, защитных очках, слаженным строем проходили они мимо трибуны. В красивой, ладно подогнанной форме шли будущие летчики, за ними, чеканя шаг, — парашютисты. С восхищением смотрели им вслед присутствующие.
Чтобы сочетать основную работу и общественные обязанности с учебой в аэроклубе, Виталию пришлось сократить часы отдыха. «Часто, — вспоминала Прасковья Федоровна, — сын, возвратившись с вечерней смены, просил: «Мама, разбуди меня на рассвете». С первыми лучами раннего летнего солнца Виталий уже был на аэродроме. Он с таким рвением и настойчивостью относился к учебным полетам, что вскоре не мыслил жизни без них.
Подготовка будущих летчиков начиналась с изучения основ теории, а вслед за этим начались вывозные полеты. Учлеты выполняли на самолете У-2 тренировочные полеты с инструктором по кругу и в зону. А когда их действия в воздухе достигали достаточной уверенности, им разрешали вылететь самостоятельно. В заднюю кабину на место инструктора для балансировки помещался мешок с песком примерно такого же веса, как человек, привязанный, чтобы не мотался по кабине. Учлет взлетал. Ему предстояло выполнить несколько простых заданий, вроде полета по кругу над аэродромом, и самостоятельно приземлиться.
В конце 1938 года комсомолец Виталий Силантьев добровольно ушел в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и был зачислен в Чкаловское военное авиационное училище. Свой путь училище начало в 1921 году на основе Постановления Реввоенсовета Республики за №1951. Наиболее известным выпускником школы был В.П.Чкалов. В июне 1938 года училище получило новое наименование «Военное авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова». 7 февраля 1939 года Приказом Народного Комиссара Обороны училище разделено на два самостоятельных: 1-ое Чкаловское военно-авиационное училище летчиков и 2-ое Чкаловское военно-авиационное училище штурманов. Были созданы более благоприятные условия для подготовки летных кадров.
В училище молодой курсант Силантьев показал хорошую строевую выправку, распорядительность и находчивость. В его выпускной аттестации говорилось: «Летную программу усваивает легко, закрепляет быстро, к полётам относится с интересом. На самолетах И-5 и И-15 летает отлично. В сложных условиях не теряется, а действует спокойно, уверенно и решения принимает правильные». Чкаловское училище подготовило десятки тысяч воздушных бойцов. В нем воспитывались многие из тех, кто героическими подвигами прославил Родину. Одним из них стал Виталий Гусев.
Войну Виталий Силантьев встретил, в г. Ярославле, где проходил военную службу в авиачасти войск противовоздушной обороны. Затем его и других летчиков перевели в военно-воздушные силы Московского военного округа, где формировались истребительные полки ПВО Москвы.
Младший лейтенант Виталий Силантьев служил в 172-м истребительном авиаполку Резервной авиационной группы. 172-й истребительный авиационный полк начал формироваться 30 июня 1941 года в Московском военном округе на аэродроме Крутышки в 3 км северо-западнее Каширы. Окончил формирование 8 августа 1941 года и вошёл в состав 77-й смешанной авиационной дивизии ВВС МВО.
На вооружении полк имел самолеты ЛаГГ-3, Як-1. С 8 октября 1941 года полк вошел в резервную группу полковника Н.А.Сбытова.
С 20 октября 1941 года 172-й ИАП начал боевую службу на подступах к Москве, в 6-м истребительном авиационном корпусе, Московского корпусного района ПВО. 172-й истребительный авиаполк прикрывал части 5 армии от налета фашистской авиации. Иногда летчикам приходилось по нескольку раз в день вылетать на отражение налета вражеских самолетов.
Эскадрилья, в которой служил Силантьев, имела на вооружении истребители ЛаГГ-3.
За время военных действий Виталий Силантьев совершил 224 боевых вылета, охранял дальние и ближние подступы к Москве. В дни напряженной обстановки на фронте он вылетал на боевые задания по 5 — 6 раз в день.
За три месяца боёв под Москвой, Виталий Силантьев 20 января 1942 года был представлен к ордену Красного Знамени. В его наградном листе сказано:
«За период военных действий против Немецкой армии имеет 149 боевых вылетов по охране дальних и близких подступов Москвы. Из числа имеющихся боевых вылетов произвел 24 удачных штурмовки наземных войск и аэродромов противника. Удачными и смелыми штурмовками уничтожал фашистов под Волоколамском, Боровском, Можайском, Наро-Фоминском, Тулой, Серпуховом, Солнечногорском и Клином. Боевой налет 156 часов.
Отличное овладение самолетом и его вооружением позволило уничтожить 9 танков, 57 автомашин, 83 повозки, 3 орудия, до 200 солдат и офицеров гитлеровской армии.
Работая командиром звена, на основе боевого опыта воспитывал отличных воздушных Сталинских Соколов, беззаветно борющихся за Социалистическую Родину, беспощадно истребляя фашистов.
За личные боевые заслуги и боевую работу звена вполне достоин правительственной награды Ордена «Красное Знамя»».
19 февраля 1942 года лётчик истребитель Виталий Силантьев погиб в бою тараном уничтожив немецкий бомбардировщик Junkers Ju 88, который упал в лес северо-восточнее д. Артемки, что подтвердили местные жители.
Из отчета о боевой работе 172 истребительного полка за февраль 1942 года: «19 февраля 1942 года четыре самолета-истребителя ЛЛАГГ-З взлетели с аэродрома Кубинка на очередное прикрытие полков и дивизий 5 армии в районе населенных пунктов Сорокино, Некрасово, Уварово. На подлете к цели в районе Бородинского поля наши летчики заметили три самолета противника «Юнкерс-88», направлявшихся с полным запасом бомб в сторону Москвы. Лейтенант Силантьев исключительно быстро, на максимальной скорости первым бросился на противника и два раза атаковал один из самолетов».
«Юнкерс», беспорядочно сбросив бомбы, пустился наутек. Израсходовав весь свой боекомплект, отважный сокол решил — идти на таран. Его остроносый ЛАГГ-3 начал преследовать немецкого бомбардировщика. Расстояние сокращалось. Отстегнуты привязные ремни. Подняты ветровые очки. Уже видны ненавистные, искаженные паническим страхом лица врагов. Крепче сжат штурвал. Еще несколько метров.
…И вдруг из «Юнкерса» хлестнула в упор пулеметная очередь. Смертельно раненный Виталий Силантьев не отпустил штурвал своего истребителя и на полной скорости правой плоскостью врезался во вражеский стервятник. «Юнкере» загорелся и, оставляя шлейф дыма, пошел к земле и взорвался. В результате тарана пострадал и самолет Виталия Силантьева. У него отлетела правая плоскость, и ЛАГГ-3 стал беспорядочно падать на землю. В момент переворота летчик вывалился из самолета (не был пристегнут ремнями) и упал в 75 метрах от места падения самолета. Перед моментом тарана Силантьев, очевидно, был ранен (винт самолета имел несколько пулевых пробоин, одна сквозная). Боекомплект был полностью израсходован. К тарану Виталий готовился — отстегнул ремни, рассчитывал выпрыгнуть на парашюте.
Из письма комиссара эскадрильи родителям Виталия: «Выражаю Вам благодарность за Вашего сына Силантьева Виталия, который геройски сражался с немецкими захватчиками и погиб смертью героя в воздушном бою, не допустив вражеских стервятников к сердцу нашей Родины — красавице Москве».
Алексей Максимович Власов в своей книге «Они в воздухе сражались за Родину». Власов в годы Великой Отечественной войны служил начальником штаба 309-й ИАД, в состав которой входил 172-й ИАП:
«… четыре ЛаГГ-3 под командой ст. лейтенанта Е.Д. Петрова прикрывали части 5-й армии в районе Сорокино, Некрасово, Уварово. В 15.00 наши истребители увидели три Ю-88 на высоте 1300 метров, идущих на восток. По другим данным они бомбили санитарный поезд, идущий на Москву. Петров передал о появлении бомбардировщиков и перешел в атаку на отставшего Ю-88.
Лейтенант Виталий Силантьев исключительно быстро управляемым переворотом вышел из строя и на максимальной скорости, набором высоты бросился на двух «Юнкерсов». Первую атаку произвел сверху, вторую снизу с кабрирования. После этого зашел в хвост Ю-88 и правой плоскостью таранил его. «Юнкерс» загорелся и упал на Бородинское поле.»
Погиб отважный летчик в Уваровском районе Московской области 19 февраля 1942 года. Виталий Силантьев погиб, когда ему только что исполнилось двадцать три года.
Виталий Васильевич Силантьев был похоронен в городе Кубинка под Москвой со всеми воинскими почестями. В честь его подвига фронтовая газета опубликовала поэму. За проявленное мужество герой посмертно награжден орденом Красного Знамени.