Во второй половине 1940-х годов командование Воздушно-десантных войск (ВДВ) поставило задачу разработки авиадесантного танка. Под инициативу командующего ВДВ генерала В. Ф. Маргелова было принято решение объединить легкий авиадесантный танк с транспортным средством для перевозки десанта. Так началась разработка БМД-1 в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода под руководством И. В. Гавалова. При создании БМД-1 были использованы вооружение и башня, отличающаяся по некоторым характеристикам, от боевой машины пехоты БМП-1.
С массовым производством БМД-1 начали принимать участие в войне в Афганистане в 1979–1989 годах, а также во всех вооруженных конфликтах на территории СССР, СНГ и ряда развивающихся стран с 1979 года и по настоящее время. Она заслужила репутацию надежной боевой машины «крылатой пехоты».