14 апреля 1799 года — Фельдмаршал Александр Суворов торжественно въехал в Верону, начав свой великий Итальянский поход

14 апреля 1799 года - Фельдмаршал Александр Суворов торжественно въехал в Верону, начав свой великий Итальянский поход

Итальянский поход Александра Суворова представлял собой серию боевых действий русско-австрийской армии под командованием А.В. Суворова против французских войск в северной Италии в период с апреля по август 1799 года. Этот поход был частью войны Второй коалиции, в которой участвовали Англия, Австрия, Неаполь, Россия и Османская империя, противостоящие Франции.

Контекстом этой войны было вторжение французских войск под командованием Наполеона Бонапарта в Северную Италию в 1796 году, где они одержали ряд значительных побед и завоевали территории, включая острова Ионического архипелага. Австрия вышла из войны и заключила мир с Францией в октябре 1797 года.

14 апреля 1799 года - Фельдмаршал Александр Суворов торжественно въехал в Верону, начав свой великий Итальянский поход

Французы создали на завоеванных землях новые республики, подконтрольные Директории Франции. В 1798 году Франция начала подготовку к вторжению в Египет, а это привело к формированию Второй антифранцузской коалиции.

Россия решила отправить войска на европейский театр действий, чтобы поддержать своих союзников. Павел I приказал генерал-инфантерии А.Г. Розенбергу сформировать 20-тысячный корпус для совместных действий с австрийскими войсками в Северной Италии.

Суворов, находившийся в отставке в своем имении, был приглашен принять участие в этом походе. Он получил полномочия от Павла I и отправился в Вену, где должен был встретиться с австрийскими союзниками.

Перед началом военных действий Франция обвинила Австрию в нарушении мира и объявила войну. Французские войска под командованием генерала Шерера потерпели поражение при Маньяно 25 марта 1799 года.

Суворов провел ряд успешных боевых операций в Италии, в том числе знаменитый переход через Альпы в июне 1799 года, где его армия совершила выдающееся военное достижение.

Итальянский поход Суворова завершился в августе 1799 года. Этот поход стал важным событием в истории русско-австрийских военных операций против Франции в конце XVIII века, и Александр Суворов был признан одним из выдающихся полководцев того времени.

К этому времени генерал-фельдмаршал Александр Васильевич Суворов-Рымникский прибыл в Вену. На встрече с австрийским императором ему были вручены инструкции по командованию русско-австрийской армией. Чтобы избежать разногласий с австрийскими генералами, император удостоил Суворова звания фельдмаршала австрийской службы.

Придворный военный совет Гофкригсрат пытался навязать Суворову план военной кампании, но русский полководец отклонил его, заявив: «Я начну с Адды, а кончу, где Богу будет угодно».

Суворов узнал в Вене о штурме неприступной морской крепости Корфу эскадрой под командованием Ф.Ф. Ушакова и воскликнул: «Великий Петр наш жив! Что он говорил после разгрома шведского флота в 1714 году: „Природа произвела Россию только одну; она соперницы не имеет!“ — то и теперь мы видим. Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю сам себе: Зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?»

3 (14) апреля Суворов прибыл в лагерь русско-австрийских войск в Вероне. Солдаты радостно встретили «батюшку Александра Васильевича». Через пять дней армия выступила в поход. Суворов обнародовал манифест, в котором заявил, что прибыл для восстановления порядка в Италии и что не даст пощады итальянцам на французской службе.

Силы союзников в Италии превосходили численность французских войск. 8 (19) апреля Суворов начал наступление против войск Моро, оставив 15-тысячный корпус для блокады Мантуи и Пескьеры.

16 (27) апреля произошло первое крупное сражение с французскими войсками на реке Адда. На следующий день союзные войска вошли в Милан, и Цизальпийская республика прекратила свое существование.

Суворов отдохнул свою армию в Милане и ожидал сведений о войсках Моро и Макдональда. Однако разведка работала плохо. Исходя из неточных данных, Суворов 20 апреля (1 мая) разработал план дальнейшей кампании, согласно которому основные силы союзников должны были направиться против Макдональда.

Суворов начал движение своих сил на правый берег реки По, но не пришлось начинать военные действия южнее По. 29 апреля (10 мая) он получил точные сведения о расположении армии Моро и о том, что войска Макдональда не так близко, как предполагалось.

В этой ситуации Суворов решил занять центральное положение между французскими армиями на обоих берегах реки По. Он планировал действовать в зависимости от обстановки, либо против Макдональда, либо против Моро. По образцу адмирала Ушакова он обратился к населению с призывом восстать против французских завоевателей, что было с энтузиазмом поддержано.

Позже появились сведения о движении значительных сил противника из Швейцарии на помощь армии Моро. Суворов решил не игнорировать эту угрозу и перебросил свои войска на левый берег, направляясь к Турину – столице Пьемонта и главному узлу связи в Северной Италии. Хотя сведения о швейцарском движении оказались ложными, Суворов продолжил наступление на Турин.

15 (26) мая Турин был взят. Это было важное военно-политическое достижение, освобождение Северной Италии. Однако, к концу мая обстановка для союзных войск стала неблагоприятной: Моро отступил и укрепился в Генуе, а Макдональд приблизился к Флоренции, создавая реальную угрозу объединения противника против Суворова.

Суворов решил разбить французские армии по отдельности, начав с Макдональда, который перешел с армией через Апеннины. 4 (15) июня он выступил из Алессандрии, прошел 85 верст за 36 часов и 6 (17) июня напал на французские войска у реки Треббии. В результате трехдневного сражения армия Макдональда была разгромлена. Потери французской армии были значительными, около 15 тыс. человек, большая часть попала в плен. Потери союзной армии составили 5425 человек.

После поражения Макдональда оставшиеся французские войска в беспорядке отступили к Реджио, а затем столкнулись с армией Моро. По словам самого Макдональда, победил его не кто-то иной, как Суворов.

Таким образом, действия Суворова при Треббии стали выдающимся военным событием и высочайшим полководческим достижением, оказавшим значительное влияние на развитие военного искусства.

Вся Европа говорила о поражении французов как на севере, так и на юге Италии. Российский посланник В.С. Томара в письме к Н.П. Панину в Берлин написал: «Успехи наших войск против французов в Неаполитанском королевстве и церковных областях со стороны Адриатики, при малом числе войск, напоминают первые завоевания кастильцев в Америке. Пусть Бог подарит, чтобы конец был так же славен, как и начало».

Моро, согласно заранее разработанному плану, двинул свою армию на Тортону. Однако весть о поражении Макдональда заставила его отступить в горы Ривьеры.

Гофкригсрат не позволил Суворову воспользоваться своими победами и довести до конца разгром французских войск под командованием Моро. Ему пришлось принять жесткое требование не предпринимать действий до захвата Мантуи, осажденной австрийским корпусом под командованием генерала Края. Это серьезно огорчило Суворова, и 25 июня (6 июля) он горько писал Павлу I: «Боязливость венского кабинета, зависть ко мне как иностранцу, интриги и двуличие чиновников, в том числе и Гофкригсрата, который до этого времени командовал операциями, а также мое бессилие в выполнении своих обязанностей на 1000 верст, заставляют меня умолять Ваше Императорское Величество разрешить мне отступление, если ситуация не изменится. Я хочу умереть и быть похороненным на родине, молясь за моего Государя». Его отношения с австрийским верховным командованием окончательно испортились.

Между тем французские войска, при поддержке английского флота, продолжали получать морскую подкрепление. 6 (17) июля главнокомандующим французскими войсками в Италии стал молодой и талантливый генерал Бартелеми Жубер. По мнению французских военных авторитетов, он был популярнее Наполеона и не уступал ему в стратегическом мышлении. Сам Наполеон сказал о нем: «Жубер отличился смелостью в бою и был великим стратегом». Однако гениальный русский полководец разрушил все надежды французского правительства на «первую саблю» Республики.

Энергичный генерал, сменивший Моро, повел французские войска в направлении Нови. Суворов, сосредоточив основные силы на равнине и пытаясь привлечь французов к сражению на открытом поле, приказал отряду П.И. Багратиона покинуть город. 3 (14) августа французские войска подошли к Нови, но уже на следующий день были атакованы союзниками. Разверзлась жестокая и кровавая битва. Французы яростно сопротивлялись. Генерал Жубер погиб в начале сражения, а командование перешло к Моро. Суворов приказал генералу М.Ф. Меласу провести обходной маневр, а затем генерал В.Х. Дерфельден совершил штурм, поддержанный отрядами П.И. Багратиона и М.А. Милорадовича. Этот маневр решил исход сражения. Французская армия была разгромлена. Около 7 тыс. вместе с генералом осталось на поле боя. Общий урон неприятелю, по признанию самих французов, составил около 20 000 человек. В результате остатки французских войск вынуждены были отступить к Генуе.

Сражение при Нови положило конец Итальянскому походу. Всего четыре месяца потребовалось русско-австрийским войскам, чтобы освободить Северную Италию. Имя А.В. Суворова зазвучало по всей Европе.

8 (19) августа 1799 года Павел I назначил А.В. Суворова князем Италийским, а 24 августа (4 сентября) выпустил указ, предписывающий давать князю Италийскому, графу Суворову-Рымникскому, все воинские почести даже в присутствии государя, как это делается перед самим императором.

Итальянский народ восторженно встречал победителей, а их союзники тоже праздновали. В лондонских театрах читали стихи о Суворове. Британский контр-адмирал Г. Нельсон даже написал ему, говоря, что несмотря на все его награды, самой высокой была похвала быть сравненным с Суворовым.

Франция ожидала вторжения союзников с Лигурийского побережья, в то время как английские дипломаты убедили Павла I сосредоточить русские войска в Швейцарии под командованием Суворова для атаки на Францию. Это решение утвердилось в рескрипте от 26 июня (7 июля), что противоречило распространенному мнению о неучастии Павла I в выводе войск из Италии в Швейцарию.

Австрийский император также приказал Суворову прекратить преследование противника и двинуться в Швейцарию. Русско-австрийские войска, удивив французов, прекратили преследование и отошли на исходные позиции. 31 августа (11 сентября) Суворов отправился в Швейцарию.

Вскоре российскому императору стали ясны истинные намерения союзников. Он, распознав их коварство, в своем рескрипте фельдмаршалу от 16 (27) сентября с негодованием воскликнул: «Сокрушаюсь сердцем обо всех происшествиях, опровергающих меры Наши ко спасению Европы, принятые с зависти самого двора Венского и гнусной политики безчестных его министров. Они утешались тем, что во всех случаях я останусь без упрека, имея свидетелями дел и мыслей моих Бога и людей. Я уверен, что успехи французов против цесарцев начнутся с Вашего отбытия в Швейцарию — но на кого же пенять; пусть их бьют, жалеть нечего».

В изменившейся обстановке, «Венский двор занимался единственно изгнанием из Италии французов и приобретением более половины ее… А Англия, находя более для себя выгоду в войне, чем в мирном положении, господствуя во всех морях и учреждая коммерцию повсюду, занималась своими военными предприятиями, стараясь вооружать как можно больше держав против Франции». В начале октября 1799 года Павел I принял решение прекратить участие России в антифранцузской коалиции и вернуть армию и флот на родину.

Таким образом, итальянская кампания русских войск, в ходе которой были достигнуты впечатляющие военные результаты, завершилась. Но военно-политический успех России был незначителен. Союзники бесцеремонно использовали мощь русской армии и флота, талант наших полководцев и флотоводцев для достижения своих корыстных целей. Однако, оценивая этот поход объективно, следует признать, что Россия воевала в Европе за чужие интересы. Тем не менее, цели, заявленные ею, были благородны и направлены на «ускромление» агрессора и установление стабильности на континенте. Подвиги чудо-богатырей Суворова и моряков Ушакова обессмертили русского воина в Европе. Итальянский поход генерал-фельдмаршала Суворова и Средиземноморская экспедиция адмирала Ушакова стали одними из самых блестящих страниц российской военной истории. Русский историк А. Керсновский справедливо отмечал: «Такой яркой, торжествующей победы духа над материей не выпадало на долю ни одного народа, ни одной армии в мире».

14 апреля 1799 года - Фельдмаршал Александр Суворов торжественно въехал в Верону, начав свой великий Итальянский поход

14 апреля 1799 года - Фельдмаршал Александр Суворов торжественно въехал в Верону, начав свой великий Итальянский поход

14 апреля 1799 года - Фельдмаршал Александр Суворов торжественно въехал в Верону, начав свой великий Итальянский поход

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *