22 января 1944 года
Ленинградско-Новгородская операция. Армии Ленинградского фронта продолжали наступление в западном и юго-западном направлениях на Кингисепп и Красногвардейск (Гатчину). 22 января немцы в последний раз смогли обстрелять Ленинград.
Выписка из оперативных сводок штаба флота
На севере. Авиация СФ ставила мины у Петсамовуоно, Киркенеса и мыса Скальнес, бомбила Линахамари, Киркенес, Титовку, аэродромы Луостари и Хе-буктен, вела воздушную разведку и поиск кораблей противника, потопив у мыса Нордкин 1 тр (ок. 6 тыс. т), следовавший а конвое (2 тр, 2 тн, 1 миноносец и более 10 других кораблей). Обе стороны вели воздушную разведку. 1 наш самолёт разбился у губы Качковская. Пл С-14 и С-15 вышли на позиции к Вайтолахти. Выходившие на перехват конвоя 4 наших эм, не встретив его, возвратились в Ваенгу. Велось траление фарватеров у о. Кильдин и в Кольском заливе. Внутренние плавания выполняли 4 корабля и катера. Дозоры несли 4 корабля и катера.
На западе. Продолжалось наступление наших войск под Ленинградом. Огонь по врагу вели 1 эм, 1 кл, 1 береговая и 7 ж.-д. батарей. Авиация БФ штурмовала неприятеля у Вахколово, Волосово и ж.-д. станции Елизаветино, вела воздушную разведку.
На юге. Противник обстреливал кордон Ильича, косу Тузла. Авиация ЧФ штурмовала Кыз-Аул, в Феодосии повредила 1 тр (ок. 3 тыс. т), прикрывала суда в Керченском проливе, сбив 1 самолёт врага. 1 наш Як не вернулся на аэродром.
Завершив посадку 1-го эшелона (1089 человек) десанта, корабли и суда АВФ в составе 16 тендеров и 4 бка в 19 ч 40 мин за тралами начали движение из пункта Опасная к Керчи. Береговые батареи обстреливали противника у Ак-Бурну для демонстрации высадки десанта в ложном направлении. К исходу суток в р-не Широкого мола 1-й эшелон был высажен. Огнём противника подожжён тендер № 31.
На Керченский п-ов доставлено 556 человек, 17 т боеприпасов и 159 т дру-гих грузов, вывезено 434 раненых. Велись поиск вражеских пл и траление фарватеров. Межбазовые переходы 8 кораблей и судов обеспечивали 2 ска. Пл А-5 продолжала боевую подготовку у Очамчире.
Сводки Советского Информбюро за 22 января 1944 года Великой Отечественной войны
Юго-западнее и южнее Красное Село наши войска продолжали наступление, с боями заняли более 40 населённых пунктов, в том числе Трудовик, Переяро-Во, Волковицы, Нисковицы, Большое Ондорово, Кастино, Питкелево, Куйдузи, Воудилово, Кезелево, Юля-Пурсково, Покизен-Пурсково, Большая Истинка, Тайцы, Новая Пудость, Вайялово, Малое Пегелево, Александровское, Зайцево, Коврово, Пендолово, Комолово, Ба-Болова и железнодорожные станции Тайцы и Ижора.
Севернее и северо-восточнее Тосно наши войска с боями продвигались вперёд и заняли более 30 населённых пунктов, в том числе Отрадное, Рождественно, Перевоз, Воскресенское, Захожье, Войтолово, Пухолово, Сиголово, Сологубовка, Лезье, Петрово, Турышкино, Муя, Старостино, Еерзуново Белоголово, Малукса, Березовка, Шапки и железнодорожные станции Пелла, Сологубовка, Турышкино, Малукса. Нашими войсками, полностью очищена от противника железная дорога Кириши-Мга-Ленинград.
Западнее Новгорода наши войска полностью ликвидировали разрозненные группы противника, окружённые в лесах западнее города, а также с боями заняли населённые пункты Заклинье, Сутоки, Дубня и железнодорожную станцию Татино.
Северо-западнее Калинковичи наши войска заняли несколько населённых пунктов и среди них Мармовичи, Лесец, Соловейка, Дубняки, Перекрутовский Воротынь, Капелецкий Воротынь, Кротов.
На других участках фронта в ряде пунктов шли бои местного значения.
В течение 21 января наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 45 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 18 самолётов противника.
Юго-западнее и южнее города Красное Село наши войска продолжали наступление и, продвигаясь вперёд, с боями заняли более 40 населённых пунктов. Части Н-ского соединения в течение дня уничтожили свыше 1.500 немецких солдат и офицеров и взяли большое число пленных. Захвачено у немцев 8 исправных танков, 88 орудий, в том числе несколько орудий крупного калибра, 5 складов с продовольствием, а также много другого вооружения и снаряжения. Около одного населённого пункта немецкие танки пытались контратаковать наши наступающие подразделения. Старшина т. Рубилов выдвинулся вперёд и несколькими выстрелами из противотанкового ружья зажёг два немецких танка. Остальные танки противника быстро отошли. Наши бойцы немедленно бросились в атаку и, сломив оборону немцев, овладели крупным населённым пунктом.
Севернее и северо-восточнее Тосно наши войска, продвигаясь вперёд, заняли свыше 30 населённых пунктов и полностью очистили от противника железную дорогу Кириши-Мга-Ленинград. Нанося немцам непрерывные удары, части Н-ского соединения уничтожили до полка пехоты противника. Захвачены 7 артиллерийских батарей и несколько складов с боеприпасами. На другом участке наши передовые отряды внезапно ворвались в деревню, в которой находились гитлеровцы. Немцы в панике побежали и в большей своей части были уничтожены. Захвачен большой обоз с военным имуществом.
Западнее Новгорода наши войска вели наступательные бои. Немцы упорно защищали железнодорожную станцию Татино, пытаясь выиграть время и привести в порядок свои разгромленные части. Советские бойцы стремительно атаковали противника и после ожесточённого боя овладели этой станцией. На другом участке разведчики Н-ской части разгромили батальон гитлеровцев и захватили 8 орудий, 36 пулемётов, 22 автомашины и склад боеприпасов. Наши войска целиком ликвидировали разрозненные группы противника, окружённые в лесах западнее Новгорода. Многие немецкие солдаты и офицеры сложили оружие и сдались в плен.
Северо-западнее Калинковичи бойцы Н-ского соединения, преодолевая сильное огневое сопротивление и отражая контратаки немцев, продолжали наступление. В бою за населённые пункты Мармовичи и Соловейка уничтожено до 500 гитлеровцев и 4 немецких танка. В другом районе бойцы Н-ской части по лесной дороге проникли в тыл противника и истребили до роты гитлеровцев.
В Баренцовом море потоплены два транспорта противника водоизмещением по 6 тысяч тонн каждый, сторожевой корабль и немецкая подводная лодка.
Калининский партизанский отряд в течение двух дней вёл бой с карательным отрядом немцев. Советские патриоты отошли в лес и заманили туда карателей. Измотав противника, партизаны нанесли ему решительный удар. Гитлеровцы отступили, оставив в лесу до 200 трупов своих солдат и офицеров. Другой отряд калининских партизан пустил под откос немецкий воинский эшелон. Во время крушения разбиты 2 платформы с орудиями, 6 вагонов с продовольствием и убито 44 немецких солдата.
На одном участке 2-го Украинского фронта захвачена в плен группа солдат и унтер-офицеров 23 немецкой танковой дивизии. Пленный унтер-офицер 3 роты 126 гренадерского полка Иоганн Брихт рассказал: «В середине октября наша дивизия была разбита. Командир 126 полка подполковник фон Виннинг убит. Из остатков дивизии был сформирован один батальон. В ноябре дивизию пополнили и восстановили. Однако пополнения хватило не надолго. Русские опять нанесли нам тяжёлое поражение». Пленный унтер-офицер 2 роты того же полка Герман Фелов заявил: «Я добровольно пошёл в армию и дал подписку прослужить 12 лет, в чём теперь сильно раскаиваюсь.
Тогда я был уверен в победе Германии и рассчитывал после войны приобрести поместье на Украине. После поражений, которые понесла немецкая армия в России, теперь нам больше не на что надеяться».
22 января 1944. Десант в Керченском порту

22 января в 19:40 первый отряд десанта — 393-й батальон морской пехоты Черноморского флота, 598 человек, 44 станковых и ручных пулемёта, 17 противотанковых ружей, 6 миномётов завершил погрузку и вышел из бухты Опасная (Керченский полуостров) на 16 тендерах, 4 бронекатерах, 3 торпедных катерах, 3 катерах-тральщиках, 1 катере «малый охотник».
После неудачного десанта на мыс Тархан командующий Отдельной Приморской армией Петров решил вернуться к идее удара на левом фланге — непосредственно через Керчь, с задачей — высадиться в порту, нанести удар через порт и ж/д станцию навстречу войскам армии. Результатом должно было стать полное освобождение Керчи и создание угрозы с юга для всей немецкой обороны на полуострове. Советским войскам противостояли части 17-й немецкой армии. В течение января 1944 они здесь были значительно усилены за счёт переброски войск из внутренних районов Крыма.
После 23:00 часов началась высадка бойцов в Керчи в районе Широкого мола. Примерно в 4:00 утра 23 января теми же катерами был высажен второй отряд десанта (369-й батальон морской пехоты, 412 человек, 2 орудия, командир майор Судариков).


Всего в высадке из 27 участвовавших катеров и кораблей противник уничтожил артиллерийским огнём 2 тендера. Из состава десанта при высадке погибли 35 и ранено 40 бойцов, из личного состава кораблей — 5 убито и 16 ранено.
Одновременно с высадкой десанта перешли в наступление войска Приморской армии. Фронт был прорван и советские войска ворвались в Керчь. Воспользовавшись фактором внезапности и возникшей неразберихой противника, десантники заняли часть территории порта, ворвались в город, отбили несколько господствующих зданий и ж/д станцию Керчь-1.
Поскольку высадка производилась в полосе вражеской обороны, десанту сразу пришлось вступить в бой с превосходящими силами врага. Наступление 339-й дивизии с фронта после первоначального успеха застопорилось. Неудачным оказался и план действий десанта — батальоны должны были выполнять самостоятельные задачи на значительном по меркам боя в городе расстоянии друг от друга, что привело к потере их взаимодействия.
Командир отряда высадки Азовской флотилии тоже допустил ошибку и произвёл высадку второго эшелона десанта на территории, уже занятой советскими войсками.


393-й батальон, нанося удар вдоль побережья, вышел с тыла к полосе обороны противника и атаковал её совместно с наступавшими с фронта войсками. В ходе боя батальон соединился с основными силами. На этом направлении положение войск было улучшено, линия фронта перенесена на 2-4 км западнее. 369-й батальон оказался в сложной ситуации, поскольку на участке его действия атаки 339-й дивизии с фронта были отбиты. Сначала ему удалось прорваться вглубь города, оттуда противник оттеснил батальон в район консервного завода. После упорного боя на территории завода по приказу командования значительно поредевший батальон отошёл к побережью и прорвался на соединение с главными силами на том же участке, что и 393-й батальон после. Наступательная операция продолжится до 31 января, но без успеха и будет прекращена.
2 подряд в целом неудачные десантные операции (на мысы Тархан и в Керченском порту) вызвали беспокойство в Ставке. 27 января командующему Отдельной Приморской армии Петрову будет направлена жёсткая директива Сталина о неправильных действиях армии, а 6 февраля в штаб армии внезапно для всех прибут её новый командующий генерал армии Еременко. Петров будет понижен в звании до генерал-полковника — это один из 2 случаев понижения в звании генерала армии за всю войну и после нескольких месяцев в резерве будет направлен на фронт с понижением в должности. Будет снят с должности и командующий Черноморским флотом Владимирский.
Вторая попытка обойти фланг десантом
Не добившись успеха под Тарханом, И.Е.Петров решил использовать левый фланг Приморской армии и прорываться через город Керчь. В ходе боев за Тархан, с позиций под Керчью был снят один немецкий батальон и заменили его румынским.
В 19.00 22 января 1944 г. два десантных отряда на 22 единицах плавсредств Черноморского флота из района Опасная и завода им. Войкова начали движение в район высадки.
Общие силы десанта разделялись на три отряда. Соответственно отряд №1 (393-й ОБМП) высаживался в 500 м восточнее Защитного мола с целью его захвата с последующим ударом на восток в тыл немецкой обороне на соединение с 1135-м сп 339-й сд. Десантный отряд №2 (369-й ОБМП) высаживался между Защитным молом и Широким молом и должен был наступать вдоль железной дороги на запад с целью захвата станцией Керчь 1-я. Наконец, 3-й десантный отряд (1133-й сп) составлял второй эшелон отряда №2 и получил задачу очистить от противника центральную часть города Керчь.
В целом высадка происходила в куда более благоприятной обстановке, чем 10 января. Как писал в своем докладе командир батальона «Противник противодействие оказывал незначительное, личный состав спрыгнул с тендеров в воду, глубиной до метра и вышел на берег».
Румыны «не подвели». Одновременно с высадкой десантов №1 и №2 после артиллерийской подготовки начала атаку 339-я сд. В подготовке атаки использовались фугасные огнеметы. В докладе офицера ГШ указывалось: «Действие ФОГ-ов поражения не нанесло так как струя огня окопов не доставала, но румыны до такой степени были ими напуганы, что находившиеся в первой траншее лежали вниз лицом до прихода наших бойцов».
А вот дальше везение кончилось. Слово офицеру ГШ в Приморской армии: «в силу неорганизованности и известной недисциплинированности экипажей Азовской военной флотилии десант №3 был высажен на нашей территории и своей роли не сыграл»
Наращивание усилий десанта не произошло. Данный факт был даже отмечен позднее в истории 98-й пд: «большевик, вопреки ожиданиям, довольствуется передним краем. Он не продвигается глубже в город…» Момент внезапности в итоге был упущен. Последующая попытка развить наступление в городских кварталах Керчи дала ограниченные результаты. В конце января бои в Керчи постепенно сошли на нет, в немалой степени ввиду уменьшения боевого состава наступающих частей.
Прокола с высадками И.Е.Петрову не простили. Неудача второй операции Приморской армии вызвала большое неудовольствие в Москве. В директиве Ставки указывалось, что Приморская армия имеет преимущество в численности войск, в артиллерии, в танках и в авиации, но эти преимущества армия теряет «ввязавшись в уличные бои в городе, где противник укрепился, […] и где нет условий для эффективного использования всех имеющихся средств подавления». Армия потеряла в январских операциях 3 289 человек убитыми и 11 917 человек ранеными.
Оргвыводы последовали с неизбежностью падающего ножа гильотины. Служивший представителем Генштаба Н.Д. Салтыков вспоминал: «Неожиданно для всех в феврале генерал И.Е. Петров был отозван в Москву». Его сменил А.И. Еременко, которого, как я уже писал , ставили разбирать завалы за «залетчиками».
И.Е.Петров был понижен в звании до генерал-полковника, отправлен на 33-ю армию под Оршу, где не преуспел.