5 октября 1943 года. 836-й день войны
Битва за Днепр. 5 октября Ставка приняла решение о передаче 13-й армии и 60-й армии Центрального фронта с занимаемыми ими участками Воронежскому фронту.
Выписка из оперативных данных штаба флота
На севере. Самолёты СФ вели разведку в Баренцевом, Белом и Карском морях, прикрывали главную базу, осуществляли поиск пл противника у Кольского за-лива и в р-не о. Диксон. Неприятель произвёл налёт на аэродром Ваенга. Один ФВ-191 сбит в воздушном бою, другой — огнём зенитной артиллерии. 2 наш их истребителя потерпели катастрофу в результате столкновения и 1 не вернулся из разведполёта. Из похода к Новой Земле возвратилась пл Щ-402. Мины тралили 1 тщ и 2 ктщ. Внутренние плавания выполняли 20 кораблей и судов. Дозорную службу несли 9 кораблей и катеров. В Молотовске спущен на воду большой охотник БО-141.
На западе. Авиация БФ вела воздушную разведку, вылетала на перехват самолётов врага и бомбёжку его артбатарей в р-не Кайболово. У пролива Соэлавэйн ею потоплен 1 тр (ок. 7 тыс. т), следовавший совместно с другим транспортом в охранении 2 скр, а в Рижском заливе повреждён транспорт из состава конвоя — 2 тр, 1 эм и 3 скр, прикрываемого 2 Ме-110.
Высаженные накануне в р-не Стрельнинской дамбы разведывательно-диверсионные группы уничтожили 4 катера типа «Штурмбот» и возвратились на свои исходные пункты. 13 ктщ перешли в Кронштадт из бухты Графская. Противник артогнём повредил на Лавенсари ктщ ОВР-4.
На юге. Самолёты ЧФ бомбили Феодосию, Геническ, причалы в р-не Кучугур и кордона Ильича, потопив 3 бдб, вели разведку и поиск пл противника, прикры-вали наши корабли и вылетали на перехват неприятеля. Сбито 5 машин врага, потеряно 2 наших самолёта и ещё 2 совершили вынужденные посадки. Пл М-117 (капитан-лейтенант Кесаев А.Н.) у Херсонеса 2-топедным зал-пом потопила одну из четырех бдб противника. Из Очамчире к южному берегу Крыма вышла пл А-2, а из Туапсе – 1 лд и 2 эм. 4 тка вели поиск неприятеля у мыса Опук, 3 тка — в Керченском проливе, а 3 тка обстреляли пристань Кучугу-ры торпедами и реактивными снарядами, потопив на отходе 1 бдб. 1 ктщ бом-бил фарватер у Туапсе. Межбазовые переходы выполняли 7 кораблей, катеров и судов.
Сводки Советского Информбюро
В течение 5 октября на Витебском направлении наши войска вели бои местного значения и заняли 46 населённых пунктов, в том числе населённые пункты Сапцы, Узгорки, Колышки, Карваны, Новосёлки, Кудрицы, Касенки, Елисеевка, Жуково, Обрубы, Игнатовка.
На остальных фронтах — усиленная разведка и артиллерийско-миномётная перестрелка.
В течение 4 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 53 немецких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 48 самолётов противника.
На Витебском направлении наши войска вели бои местного значения и заняли 46 населённых пунктов. Бойцы Н-ской части сломили сопротивление противника и заняли сильно укреплённый населённый пункт Колышки. Немцы предприняли несколько контратак, но были отброшены. В боях за этот пункт уничтожено свыше 600 гитлеровцев. Захвачены трофеи и пленные. На другом участке наши бойцы, преодолевая сильное огневое сопротивление противника, продвинулись вперёд и овладели более выгодными позициями. Захвачены у немцев миномётная и две артиллерийских батареи.
Наша штурмовая авиация наносила удары по войскам противника. Лётчики Н-ской авиационной части в течение дня подавили огонь 16 артиллерийских батарей, уничтожили 70 автомашин с военными грузами, рассеяли и частью истребили до батальона немецкой пехоты.
На Гомельском направлении наши войска вели разведку и огневой бой с противником. Бойцы Н-ской части два дня назад заняли рубеж, имеющий очень важное значение. Немцы за это время пять раз пытались восстановить положение. Сначала они бросили в контратаку роту пехоты, но, потеряв половину её состава, быстро отступили. Вчера и сегодня противник атаковал рубеж силами батальона пехоты, но также не добился успеха. Наши бойцы артиллерийским и ружейно-пулемётным огнём уничтожили до 400 гитлеровцев и прочно удерживают занятый рубеж. На другом участке разведчики Н-ской части проникли в тыл противника, разгромили роту гитлеровцев и захватили 16 пулемётов и 30 повозок с военными грузами. Взяты пленные.
На Могилёвском направлении подразделения Н-ской части захватили у немцев 8 орудий, 25 пулемётов, шестиствольный миномёт и радиостанцию. На другом участке наши бойцы ночью переправились через реку и внезапно атаковали противника. После непродолжительной схватки немцы отступили, оставив на поле боя более 150 трупов, вооружение и боеприпасы.
Авиацией Черноморского флота потоплен транспорт противника водоизмещением в 2.000 тонн, 2 торпедных катера и 4 десантных баржи с немецкими войсками.
Украинский партизанский отряд имени Боженко пустил под откос воинский эшелон противника. Немецкая восстановительная команда извлекла из-под обломков вагонов свыше 100 трупов немецких солдат и офицеров. Через день партизаны этого отряда подорвали ещё один воинский поезд противника. Разведка установила, что в результате крушения убито и ранено 60 гитлеровцев. Всего за неделю отряд имени Боженко уничтожил 7 паровозов, 102 вагона и 16 платформ противника.
В городе Новоград-Волынский немецкие полицейские в конце сентября устроили облаву и схватили 200 женщин, мужчин и подростков для отправки на каторгу в Германию. Партизаны выяснили, когда и по какой дороге немцы поведут арестованных, и устроили засаду. Когда колонна поравнялась с засадой, партизаны внезапно напали на немецкий конвой. Уничтожив гитлеровцев, партизаны освободили советских граждан.
Наши бойцы подобрали на поле боя дневник унтершарфюрера (соответствует званию унтер-офицера) полка «Дейчланд» эсэсовской дивизии «Рейх» Кинеера. Матёрый фашист Кинеер с нескрываемым высокомерием отзывается о неэсэсовских частях, которые он именует «армейскими частями». Кинеер считает их виновниками беспорядочного отступления немецкой армии. Ниже публикуются выдержки из дневника:
«6 августа 1943 года. Русские прорвались у Белгорода. Солдаты «армейских частей» — эти шляпы — разбежались. Если бы здесь не было войск СС, то Харьков скоро опять стал бы русским городом… «Армейские части» бесконечными колоннами бегут в тыл. Дороги забиты, невозможно пройти.
8 августа. Штаб дивизии перебрался в Люботин. Мы также должны сегодня отсюда отправиться. Куда,- вперёд или назад? Ночью русские самолёты нас сильно бомбили. Мы ловили солдат, которые сбежали с передовых позиций. Они ужасно боятся окружения.
11 августа. Эсэсовский полк «Дейчланд» расположен в 10 километрах от позиций и ждёт приказа о наступлении. Вчера беспрерывно нас обстреливали. Бомбёжка. Разбиты машины, много убитых и раненых.
13 августа. Всё ближе и ближе слышен рёв русских миномётов. Мы окружены? На всех направлениях разверзся ад…
14 августа. Русские в 50 метрах от нас. Защищаемся. Нас обстреливают артиллерия, миномёты и пулемёты.
15 августа. Невозможно высунуться из окопа. Сильный артиллерийский огонь. Очень большие потери. В роте осталось всего 9 человек. Перед русскими устоять невозможно. Мы поспешно отходим…».
Немецкое командование, очевидно, возлагало большие надежды на эсэсовских головорезов, но и они не удержали позиций. Под ударами Красной Армии бежали не только «армейские части», но удирали и эсэсовцы, неся тяжёлые потери в людях и технике.
5 октября 1943. Поляки навязывают американской разведке версию вероятного сговора между СССР и Германией
5 октября в Военную разведывательную службу США поступило интересное донесения от помощника военного атташе США в Египте. Там в качестве офицера связи между американскими военными представителями в Каире и армией польского генерала Андерса выступал подполковник Генри Жиманский, он имел польские корни, и донесение было составлено, естественно, на основе данных польских разведывательных органов армии Андерса и информации 2-го бюро польского Генштаба в Лондоне. Игра подлая и тонка одновременно. Вчитайтесь в этот бред (он тем не менее имел свой спрос в разведывательных кругах в США):
Тема: оценка ситуации на русском фронте на 1 октября 1943.
Отступление с позиций на реке ДНЕПР означает оставление наиболее сильной оборонительной позиции на Восточном фронте, несмотря на ее наибольшую протяженность.
Русские вклиниваются в немецкие порядки, продвигаясь к ВИТЕБСКУ. Здесь находится естественный выход к ВИЛЬНО и ВАРШАВЕ. Генерал ГАК (прим. Андрей Мезл Гак -чехословацкий генерал в Лондоне) убежден, что это — логичное направление наступления русских. По мнению польской военной разведки на Ближнем Востоке, отсюда наступление русских повернет на север с одновременным наступлением из ЛЕНИНГРАДА, с тем, чтобы зачистить северный сектор и изолировать ФИНЛЯНДИЮ. Если русские этого не сделают, возникнет подозрение в том, что не всё идет «согласно Хойлю» (прим. автор книг по правилам карточных игр), говоря. политическим языком. Подобным образом, слабость наступления русских на южном участке фронта и в КРЫМУ, все указывает, согласно польской военной разведке, на уверенность немцев или существование некоего рода соглашения.
Генерал АНДЕРС выразил личное мнение, что, если немцы отступят с позиций на реке ДНЕПР в районе между МОГИЛЕВОМ и КИЕВОМ в период с текущего момента до наступления холодов, он будет убежден в том, что между Германией и Россией существует некая договоренность. Если это предположение верно, и немцы отступят к той же линии (1941 года), ничто не сможет остановить немцев от того, чтобы вывести 100 дивизий, перебросить их на запад и юг, заставить нас покинуть плацдарм в Италии, и, в целом, затянуть войну еще на несколько лет.
Однако он предупреждает, что, несмотря на признаки (советско-германской) договоренности, русские могут играть в грандиозную игру нервов, нацеленную на то, чтобы обеспечить себе надежные позиции на переговорах при проведении предстоящей конференции…
(От военного атташе США в Египте главе Службы военной разведки США, 5 октября).
- В связи с возможностями, вытекающими из информации в тексте основного сообщения, приводится также нижеследующая информация из еженедельной разведывательной сводки (Управление военной разведки, вооруженные силы на Ближнем Востоке), полученной до 18:00 28 сентября 1943 г.:
«Действительно, основные направления стратегии Германии в Ю-В Европе странным образом остались незатронутыми последними событиями. Казалось бы, положение в РОССИИ и на других театрах военных действий диктует необходимость экономии сил и отвода войск из Ю-В Европы. Однако, как отмечалось выше, действия противника указывают на сохранение его войск на территории Ю-В Европы, и что он даже задействовал для защиты остров в ЭГЕЙСКОМ МОРЕ авиацию, без которой ему трудно обойтись в других местах».
- Также упоминается возможность отступления немцев за линию ДВИНА — ДНЕПР.