18 мая 1944 года – Шёл 1062 -й день Великой Отечественной войны

18 мая 1944 года

Москва. Правительство СССР направило Ноту Болгарии по поводу продолжающегося сотрудничества с Германией.

3-й Украинский фронт. Части 49-й Гвардейской, 203-й и 243-й дивизий 5-й Ударной армии продолжали бои по ликвидации плацдарма противника на левом Днестра в районе Коржева.

Части 74-й Гвардейской стрелковой дивизии 8-й Гвардейской армии отразили 4 вражеские атаки, предпринятые с южной окраины Шерпень силами до 2-х батальонов пехоты с 20 танками и САУ.

На севере. Самолёты СФ выполнили только 4 вылета на воздушную разведку и 2 — на прикрытие объектов главной базы флота. Береговые батареи вели огонь по противнику, обстреливавшему расположение наших частей на п-ове Средний.

Внутренние плавания выполняли 33 корабля и судна.

На западе. Авиация БФ в 34 самолёто-вылетах вела воздушную разведку и прикрывала наши тральщики в р-не банки Вигрунд.

6 тка, выставив мины в р-не о-вов Большой Фискар, возвратились в Лавен-сари. Продолжалось траление у о-вов Сескар и Лавенсари, банки Вигрунд, в Лужской и Капорской губах и реке Неве. Внутренние плавания выполняли 15 кораблей и судов.

На юге. Авиация ЧФ из-за плохой погоды на летала. 3 катера вели поиск пл противника в р-нах Хопи — Супсе, Батуми — Кобулети и Поти — Анакрия. Осуществлялось траление фарватеров в Очакове, Балаклаве и Ялте. Внутренние плавания выполняли 22 корабля и судна.

Сводки Советского Информбюро за 18 мая 1944 года Великой Отечественной войны

В течение 18 мая на фронтах существенных изменений не произошло. За 17 мая подбито и уничтожено 10 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 25 самолётов противника.

Юго-восточнее города Станислав подразделения Н-ской части атаковали противника и овладели высотой, имеющей важное значение. Отступая, немцы оставили на поле боя 90 убитых и раненых солдат и офицеров. Захвачено 5 пулемётов, 2 миномёта, 65 винтовок и автоматов. На другом участке советские бойцы отбили несколько атак противника и истребили две роты гитлеровцев. Взято в плен 40 немецких солдат и офицеров.

Северо-западнее города Тирасполь противник предпринял попытку вернуть потерянные накануне позиции. Рано утром немецкие пехота и танки перешли в атаку. Встреченные артиллерийско-миномётным и ружейно-пулемётным огнём, гитлеровцы понесли большие потери и отступили. Все дальнейшие их атаки успеха не имели. В течение дня наши подразделения уничтожили до 600 солдат и офицеров противника и подбили 7 немецких танков.

Юго-восточнее города Витебск три отряда немецкой пехоты после артиллерийско-миномётного налёта пытались вести разведку. Советские бойцы подпустили противника на близкое расстояние и открыли сильный огонь. Оставив на поле боя более 60 трупов своих солдат и офицеров, немцы отошли на исходные рубежи.

Западнее города Мозырь рядовой тов. Москалёв, находясь в боевом охранении, меткими выстрелами убил двух немецких офицеров. Снайпер сержант тов. Кнутов за последние дни уничтожил 11 гитлеровцев.

17 мая авиация Краснознамённого Балтийского флота нанесла удар по транспортам в порту противника. Прямым попаданием бомб потоплен транспорт водоизмещением в 3 тысячи тонн.

Другому транспорту нанесены серьёзные повреждения.

В воздушных боях наши лётчики сбили 9 самолётов противника.

Несколько партизанских отрядов, действующих в Минской области, окружили немецкий гарнизон в одном населённом пункте. В ожесточённом бою партизаны уничтожили роту гитлеровцев. Захвачены у немцев 2 орудия, 11 пулемётов, несколько десятков винтовок и 10 тысяч патронов. В другом районе гитлеровцы направили против партизанского отряда карательную экспедицию, насчитывавшую до 600 штыков. В результате упорных боёв советские патриоты успешно отбили все атаки и нанесли противнику серьёзный урон.

Немецкий генерал Дитмар на днях выступил по радио с обзором крымских событий. Подручный Геббельса взял на себя невыполнимую задачу. Дитмар, например, уверял, что разгром немецких войск в Крыму есть не что иное, кик «выдающееся достижение немецкого командования». Он заявил: «Нам удалось эвакуировать не только главные силы, но и подавляющую часть охранных частей, прикрывавших эвакуацию основных сил». При этом Дитмар скромно умолчал, к какому же разряду войск — к главным силам или к охранным частям — следует отнести более 111 тысяч немецко-румынских солдат и офицеров, уничтоженных или пленённых Красной Армией в Крыму.

Взятые в плен немецкие офицеры совсем иначе описывают, как происходила «эвакуация» немецких войск с Крымского полуострова. Пленный начальник штаба 111 немецкой пехотной дивизии подполковник Александр Франц сообщил: «Немецкие войска в Крыму получили приказ Гитлера любой ценой удержать Севастополь в своих руках. К нам непрерывно поступало пополнение. Однако русские прорвали оборону и заняли Севастополь. Тогда командование отдало явно запоздалый приказ — удерживать мощные позиции на Херсонесе, а тем временем попытаться эвакуировать остатки разбитых войск из Крыма. На нашем участке скопилось до 30.000 солдат. Из них едва ли удалось вывезти более одной тысячи. Десятого мая я видел, как в бухту Камышёвая вошли четыре судна, но вышли оттуда только два. Два других транспорта были потоплены русской авиацией. С тех пор я больше никаких кораблей не видел. Между тем положение становилось всё более критическим. Командир дивизии генерал Грюнер приказал занять оборону в районе Максим Горький. Но солдаты были уже деморализованы. Все бежали к морю в надежде, что, может быть, в последнюю минуту появятся какие-либо суда. Офицеры пытались силой оружия заставить солдат занять позиции, но из этого ничего не вышло. Мы потеряли власть над своими подчинёнными. Всё перемешалось, и кругом царил хаос. Наши потери росли с каждой минутой. Тогда старшие офицеры решили капитулировать. Наша группа численностью до 10 тысяч человек сложила оружие. Вскоре сдались в плен и остальные группы. Это была полная катастрофа немецких войск в Крыму».

Это показание, в котором правдиво рассказано о разгроме немецкой армии в Крыму, полностью разоблачает немецкого генерала-враля Дитмара.

18 мая 1944 года шесть бойцов гвардии лейтенанта Анатолия Мягчилова удерживали высоту северо-западнее Невеля, заняв круговую оборону и уничтожив около 50 фашистов. Расстреляв все патроны, Мягчилов с возгласом: «Гвардейцы не сдаются!» последней пулей из пистолета выстрелил себе в висок. Ему было 20 лет.

В марте 1942 года Анатолий Григорьевич Мягчилов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С августа того же года – на фронтах Великой Отечественной войны. В боях был ранен и контужен. В 1943 году окончил курсы младших лейтенантов.

К маю 1944 года гвардии лейтенант Анатолий Мягчилов командовал взводом 18-го гвардейского стрелкового полка (9-й гвардейской стрелковой дивизии, 6-й гвардейской армии, 1-го Прибалтийского фронта). Отличился во время освобождения Псковской области. 18 мая 1944 года вслед за разведгруппой взвод Мягчилова прорвал немецкую оборону и захватил важную высоту. Во время этого боя в живых из всего взвода осталось лишь шесть человек. Заняв оборону, они отразили две немецкие контратаки, уничтожив около 50 солдат и офицеров противника. В разгар сражения Мягчилов получил тяжёлое ранение в лицо. Не желая попасть в плен, он застрелился.

Похоронен на братском кладбище в деревне Байкино Себежского района (ныне – Псковской области)

11 мая 1944 года — О крымских татарах

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ

Постановление ГКО
№ 5859сс

Москва, Кремль От 11 мая 1944 г.

О крымских татарах

В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличались своими зверскими расправами в отношении советских партизан, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство и массового истребления советских людей.

Крымские татары активно сотрудничали с немецкими оккупационными властями, участвуя в организованных немецкой разведкой так называемых татарских национальных комитетах, и широко использовались немцами для целей заброски в тыл Красной Армии шпионов и диверсантов. Татарские национальные комитеты, в которых главную роль играли белогвардейско-татарские эмигранты, при поддержке крымских татар направляли свою деятельность на преследование и притеснение нетатарского населения Крыма и вели работу по подготовке насильственного отторжения Крыма от Советского Союза при помощи германских вооруженных сил.

Учитывая вышеизложенное, Государственный Комитет Обороны постановляет:

1. Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (тов. Берия) выселение крымских татар закончить к 1 июня 1944 г.

2. Установить следующий порядок и условия выселения:

а) разрешить спецпереселенцам взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 кг на семью.

Остающиеся на месте имущество, здания, надворные постройки, мебель и приусадебные земли принимаются местными органами власти; весь продуктивный и молочный скот, а также домашняя птица принимаются Наркрммясомолпромом, вся сельхозпродукция — Наркомзагом СССР, лошади и другой рабочий скот — Наркомземом СССР, племенной скот — Наркомсовхозов СССР.

Приемку скота, зерна, овощей и других видов сельхозпродукции производить с выпиской обменных квитанций на каждый населенный пункт и каждое хозяйство.

Поручить НКВД СССР, Наркомзему, Наркоммясомолпрому, Наркомсовхозов и Наркомзагу СССР к 1 июля с. г. представить в СНК СССР предложения о порядке возврата по обменным квитанциям спецпереселенцам принятого от них скота, домашней птицы и сельскохозяйственной продукции;

б) для организации приема от спецпереселенцев оставленного ими в местах выселения имущества, скота, зерна и сельхоз продукции командировать на место комиссию СНК СССР в составе: председателя комиссии тов. Гриценко (заместителя пред

седателя СНК РСФСР) и членов комиссии — тов. Крестьянинова (члена коллегии Наркомзема СССР), тов. Надьярных (члена коллегии НКМиМП), тов. Пустовалова (члена коллегии Наркомзага СССР), тов. Кабанова (заместителя народного комиссара Совхозов СССР), тов. Гусева (члена коллегии НКФина СССР).

Обязать Наркомзем СССР (тов. Бенедиктова), Наркомзаг СССР (тов. Субботина), НКМиМП СССР (тов. Смирнова), Наркомсовхозов СССР (тов. Лобанова) для обеспечения приема от спецпереселенцев скота, зерна и сельхозпродуктов командировать, по согласованию с тов. Гриценко, в Крым необходимое количество работников;

в) обязать НКПС (тов. Кагановича) организовать перевозку спецпереселенцев из Крыма в Узбекскую ССР специально сформированными эшелонами по графику, составленному совместно с НКВД СССР. Количество эшелонов, станции погрузки и станции назначения по заявке НКВД СССР.

Расчеты за перевозки произвести по тарифу перевозок заключенных;

г) Наркомздраву СССР (тов. Митереву) выделить на каждый эшелон со спецпереселендами, в сроки по согласованию с НКВД СССР, одного врача и двух медсестер, с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпереселенцев в пути;

д) Наркомторгу СССР (тов. Любимову) обеспечить все эшелоны со спецпереселенцами ежедневно горячим питанием и кипятком.

Для организации питания спецпереселенцев в пути выделить Наркомторгу продукты, согласно приложению № 1.

3. Обязать секретаря ЦК КП(б) Узбекистана тов. Юсупова, председателя СНК УзбССР тов. Абдурахманова и народного комиссара внутренних дел Узбекской ССР тов. Кобулова до 1 июня с.г. провести следующие мероприятия по приему и расселению спецпереселенцев:

а) принять и расселить в пределах Узбекской ССР 140-160 тыс. чел. спецпереселенцев-татар, направляемых НКВД СССР из Крымской АССР.

Расселение спецпереселенцев произвести в совхозных поселках, существующих колхозах, подсобных сельских хозяйствах предприятий и в заводских поселках для использования в сельском хозяйстве и промышленности;

б) в областях расселения спецпереселенцев создать компесии в составе председателя облисполкома, секретаря обкома и начальника УНКВД, возложив на эти комиссии проведение всех мероприятий, связанных с приемом и размещением прибывающих спецпереселенцев;

в) в каждом районе вселения спецпереселенцев организовать районные тройки в составе председателя райисполкома, секретаря райкома и начальника РО НКВД, возложив на них подготовку к размещению и организацию приема прибывающих спецпереселенцев;

г) подготовить гуж-автотранспорт для перевозки спецпереселенцев, мобилизовав для этого транспорт любых предприятий и учреждений;

д) обеспечить наделение прибывающих спецпереселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов местными стройматериалами;

е) организовать в районах расселения спецпереселенцев спецкомендатуры НКВД, отнеся содержание их за счет сметы НКВД СССР;

ж) ЦК и СНК УзбССР к 20 мая с. г. представить в НКВД СССР тов. Берия проект расселения спецпереселенцев по областям и районам с указанием станции разгрузки эшелонов.

4. Обязать Сельхозбанк (тов. Кравцова) выдавать спецпереселенцам, направляемым в Узбекскую ССР, в местах их расселе ния, ссуду на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 5000 руб. на семью, с рассрочкой до 7 лет.

5. Обязать Наркомзаг СССР (тов. Субботина) выделить в распоражение СНК Узбекской ССР муки, крупы и овощей для выдачи спецпереселенцам в течение июня-августа с. г. ежемесячно равными количествами, согласно приложению № 2.

Выдачу спецпереселенцам муки, крупы и овощей в течение июняавгуста с. г. производить бесплатно, в расчет за принятую у них в местах выселения сельхозпродукцию и скот.

6. Обязать НКО (тов. Хрулева) передать в течение мая-июня с. г. для усиления автотранспорта войск НКВД, размещенных гарнизонами в районах расселения спецпереселенцев — в Узбекской ССР, Казахской ССР и Киргизской ССР, — автомашин «Виллис» 100 штук и грузовых 250 штук, вышедших из ремонта.

7. Обязать Главнефтеснаб (тов. Широкова) выделить и отгрузить до 20 мая 1944 г. в пункты по указанию НКВД СССР автобензина 400 т и в распоряжение СНК Узбекской ССР — 200 т.

Поставку автобензина произвести за счет равномерного сокращения поставок всем остальным потребителям.

8. Обязать Главснаблес при СНК СССР (тов. Лопухова) за счет любых ресурсов поставить НКПСу 75 000 вагонных досок по 2,75 м каждая с поставкой их до 15 мая с. г.; перевозку досок НКПСу произвести своими средствами.

9. Наркомфину СССР (тов. Звереву) отпустить НКВД СССР в мае с. г. из резервного фонда СНК СССР на проведение специальных мероприятий 30 млн руб.

Председатель Г осу дарственно го Комитета Обороны И. Сталин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER