25 мая 1984 года в небе над Донецком произошло чрезвычайно загадочное происшествие: самолет Ту-134, летевший из города Жданов, полностью разрушился в воздухе на 13-й минуте полета. Его останки рухнули на западную окраину Донецка. Место падения (рядом со спаренными терриконами шахты №23, и совсем рядом с поселком Брикетный) стало памятником то ли огромному везению местных жителей, то ли мужеству и мастерству пилота, направившего аппарат в пустынное место.
Место падения самолета
Это событие стало для жителей всей Петровки частью районной истории и мифологии. Оно до сих пор горячо обсуждается. Во всяком случае, на предложение вспомнить, как это было, люди откликаются очень эмоционально.
Как это было
Свидетельствуют двое очевидцев. Первой – Наталье — было тогда всего лет пять, и она играла неподалеку от места падения с подругами. Помнит сильный гул, черный столб дыма, крики людей бегущих к месту падения.. И разговоры, которые ходили об этом еще много лет.
Наш второй собеседник, Дмитрий, привел больше деталей. Вот его рассказ:
— Когда разбился самолет, я был на Петровке в гостях у родственников. Играли в карты. Шел небольшой дождь, точнее — моросило. И вдруг неожиданно сильный звук. Бабушка испугалась: «Вот это гром!» «Это не гром, это самолет разбился» — сказал ее муж, который во время войны служил на аэродроме. Мы заулыбались. Дед, как и все ветераны, любил про войну повспоминать (он был в Сталинграде в самом пекле, кстати). Продолжили играть. Кажется, ветеран и сам не очень поверил в собственные слова. Но вскоре в окне увидели зарево, пожар. Вышли во двор. Бежал сосед, наматывая пустой мешок на руку. «Что случилось?» «Пока не знаю» — ответил сосед, продолжая движение в сторону пожара. На следующий день ходили к месту крушения. Фюзеляж лежал «пузом» на терриконе. Внизу – крыло, в посадке между деревьями. Все в цветах. Люди приходили со всех сторон. По слухам, там погибли 7 офицеров из Мариуполя. Общее мнение — пилот дотянул до террикона, чтобы не упасть на жилой массив (а дома со всех четырех сторон стоят за посадкой). Кстати, там в частном секторе большинство домов — так называемый «финский проект» горят как щепки. У одной старушки снесло чем-то трубу, а во двор упало обгоревшее кресло. Много всякого всего пособирали в округе. У моих в огороде нашли красный фломастер, встрявший наполовину в землю. Но многое пацанва растащила на сувениры. У меня самого болтик какой-то остался на память. Плохая примета — такие вещи хранить. Ну ничего. Через несколько лет летел тремя самолетами — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск — Москва — Донецк. Долетел.
Поселок Брикетный
Что это было
Самолет, чуть было не упавший на Петровку, назывался ТУ-134Ш. Он отнюдь не пассажирский, как можно подумать сгоряча. Литера «Ш» обозначает, что самолет предназначен для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. В пассажирском салоне оборудовано 12 рабочих мест. В носовой части установлена радиолокационная система «Рубин-1» или «Инициатива». Надежная и выносливая машина. Почему же она буквально рассыпалась на запчасти?
Для разборок в конструкторском бюро Туполева была сформирована комиссия, отправившаяся в Донецк. Выводы ее не публиковались в открытой печати (как и сообщение о самом инциденте), они стали доступны лишь много лет спустя. Вот полный текст заключения, под которым стоит подпись главного конструктора КБ Л. Селякова:
«Материалы обьективного контроля параметров полета по МСРП-12-96, радиообмен экипажа, метеорологическая обстановка, кроки, характер изломов конструкции, а также анализ возможных отказов системы путевого управления (демпфер рыскания, бустер руля направления и проводка) показывают следующее:
Катастрофа самолета произошла вследствие попадания его в зону интенсивной турбулентности, вызванной грозовой деятельностью, что подтверждается:
— радиообменом с экипажем в 18.33’08»: «449 информацию принял, обхожу по своим средствам прямо»;
— данными метеослужбы, из которых следует, что борт 449 пересек линию засветки;
— выключением автопилота экипажем перед входом в зону грозовой деятельности.
Попадание в зону грозовой деятельности привело к возникновению циклических колебаний самолета одновременно в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Достигнутые при этом знакопеременные боковые и вертикальные перегрузки значительно превысили нормированный по прочности уровень нагрузок и привели к разрушению конструкции.
При действующих в кабине боковых и вертикальных перегрузках, превышающих соответствующие перегрузки в центре тяжести самолета, экипаж физически не имел возможности предотвратить его разрушение.
Материальная часть самолета на протяжении всего полета была исправна и отказов не имела».
Все четко и ясно. Но совсем не просто! Лишь впоследствии генеральный конструктор Селяков нашел в себе силы обнародовать истинные, по его мнению, причины инцидента в книге «Человек, среда, машина».
Что это было на самом деле
По мнению Селякова, причиной разрушения самолета стал некачественный монтаж системы электропроводки. Проще говоря, перепутали два провода. В результате, произошло неправильное чередование фаз, и устройство под названием «демпфер рыскания» (оно увеличивает устойчивость самолета и предотвращает его колебания) стало работать как «антидемпфер» — вместо того, чтобы гасить колебания, оно их усилило. «Взбесившийся» демпфер отклонил руль направления на недопустимо большой угол, произошла мгновенная раскачка самолета, скорость и перегрузки возросли сверхнормативно. 38 секунд экипаж боролся, пытаясь обуздать аппарат. А потом корпус не выдержал…
Виновником Селяков называет одно челябинское предприятие, неправильно смонтировавшие провода на клеммах демпфера рыскания. В книге он называет свое предварительное заключение «позорным», принимает на себя всю ответственность за него, но отмечает, что уже 8 июня 1984 года, разобравшись во всем, направил докладную записку Генеральному конструктору А. Туполеву с предложением снять самолет с эксплуатации до исправления системных недостатков. Предложение было проигнорировано – руководство КБ считало, что при правильно смонтированной электропроводке ничего и не было бы.