Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский родился 18 апреля 1537 года в городе Бельцы, Беларусь. Свое прозвище «Малюта» получил за маленький рост и за часто повторяемую фразу «Молю тя», старинный аналог «Я тебя умоляю». Мальчик являлся выходцем из мелкого дворянского рода, члены которого на протяжении многих лет были холопами государей. Уже в 1560-х годах стал одним из приближенных царя Ивана Грозного.
В этот период Иван IV жил в постоянном страхе перед восстанием, заговором и цареубийством. Поэтому приказал создать мощное воинское подразделение: опричное сыскное ведомство, которое по современным меркам можно считать неким подобием тайной полиции. Малюта Скуратов вовсе не стоял у истоков этого ведомства, но сумел достичь высот именно на данной службе.
В полной мере Скуратов «показал» свой нрав при погромах в Торжке, Твери и Великом Новгороде, когда свирепость сыскного ведомства привела к гибели многих городских жителей. Иван Грозный поручил арестовать своего двоюродного брата, князя Владимира Старицкого, которого обвинили в желании занять трон.
В 1956 году митрополит Московский и всея Руси святитель Филипп отказался благословить погромы и обвинил царя в ненужной жестокости. На протяжении многих столетий считается, что митрополита Малюта Скуратов убил лично, задушив его подушкой. Этот человек являлся не только придворным соглядатаем, но и принимал участие в военных действиях. Например, в должности воеводы ходил в походы в время Ливонской войны, а также в качестве посла вел переговоры с Крымским ханством и с Речью Посполитой.
В памяти общественности Скуратов остался как злодей и жестокий палач, но по иронии судьбы погиб вполне геройской смертью. Малюта Скуратов 1 января 1573 года принял участие в штурме немецкой крепости Вейсенштейн, где и получил смертельное огнестрельное ранение. По приказу царя Малюту отвезли в Иосифо-Волоколамский монастырь и похоронили рядом с могилой отца.
Семья Малюты Скуратова
О личной жизни Малюты Скуратова известно немного, по крайней мере, намного меньше, чем о личной жизни его детей. Согласно официальным данным, он был женат только один раз, его супругу звали Марья, и эта женщина принимала активное участие в дворцовой жизни. Между прочим, Скуратов был не просто приближенным царя, но и в некоторой степени его родней. Когда скончалась вторая жена самодержца Мария Темрюковна, Малюта поторопился женить его на своей дальней родственнице Марфе Собакиной, причем на свадьбе Скуратов выступал дружкой. Впрочем, Марфа пробыла царицей всего 15 дней, после чего ее отравили.
У Малюты Скуратова три дочери, каждую из которых он весьма удачно выдал замуж. Старшим зятем стал двоюродный брат царя Иван Глинский, средняя дочь Мария вышла замуж за небезызвестного Бориса Годунова, а младшая Екатерина стала женой князя Василия Шуйского. Второй и третий зять Малюты Скуратова впоследствии побывали на царском престоле. По официальным летописям сыновей у опричника не было, и род Скуратовых прервался.