Большой Московский собор, также известный как «большой собор» или «собор 1666—1667 годов», был созван в Москве по повелению русского царя Алексея Михайловича для разбора дел новоявренных раскольников и мятежников против священной православно-католической церкви. Этот собор был самым масштабным по числу участников в истории Русской церкви. Второй этап собора (с 28 ноября 1666 года по февраль 1667 года) проводился под председательством Александрийского патриарха Паисия, с участием Антиохийского патриарха Макария III и представителей Вселенского и Иерусалимского патриархатов.
Основные задачи собора включали суд над Московским патриархом Никоном, активную борьбу с расколом и уточнение применения канонических норм. Те, кто отказывался принимать церковные реформы патриарха Никона, были объявлены вне церковного общества. Кроме того, собор избрал нового Московского патриарха Иоасафа II.
Собор проводился в Москве в два этапа:
1. деяния (заседания) с участием русских архиереев с февраля до июля 1666 года, на котором были и иностранные гости;
2. деяния (заседания) с участием русских и греческих архиереев с 28 ноября 1666 года до августа 1667 года.
Русские старообрядцы связывают свою историю с Крещением Руси при равноапостольном князе Владимире, когда православие было принято от греков. Флорентийская уния в 1439 году послужила причиной разделения Русской церкви от Константинопольского патриархата-униата и создания автономной Русской поместной церкви в 1448 году. Это произошло на соборе русских епископов, который избрал митрополита без участия греков. Важным событием стал Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года Русскую церковь начал возглавлять патриарх.
В 1653 году начались реформы Никона, направленные на унификацию русских обрядов и богослужений в соответствии с греческими образцами. Однако они встретили сопротивление сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви крестящиеся двумя пальцами были признаны еретиками. Большой Московский собор 1667 года одобрил новые обряды и наложил анафему на старые. Началась активная борьба против старообрядцев, включая физическую расправу и казни.
В 1716 году при Петре I были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи, но старообрядцам предоставили возможность полулегального существования при условии уплаты двойного налога. Репрессии не искоренили старообрядчество, и к XIX веку до трети населения России считалось старообрядцами. Старообрядческое купечество процветало, и власть ввела единоверие, допуская существование старообрядческой иерархии. Однако конфликты внутри старообрядческой церкви и дискуссии с новообрядчеством сохранялись.
В статье 60 Устава о предупреждении и пресечении преступлений говорилось:
«Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом». Им было запрещено строить церкви, заводить скиты, а существующие даже чинить, а также издавать какие-либо книги, по которым совершались их обряды. Старообрядцы ограничивались при занятии общественных должностей. Религиозный брак старообрядцев, в отличие от религиозных браков прочих конфессий, не признавался государством. До 1874 г. все дети старообрядцев считались незаконнорождёнными. С 1874 г. для старообрядцев был введен гражданский брак: «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака».
Некоторые ограничения для старообрядцев (в частности, запрет занимать общественные должности) были отменены в 1883 г.
17 апреля 1905 года был издан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который отменил законодательные ограничения в отношении старообрядцев. В нём говорилось о присвоении старообрядцам нового наименования вместо раскольников, и они получили право на открытые крестные ходы, колокольный звон, и организацию общин. Это также легализовало Белокриницкое согласие. Среди старообрядцев появилось поморское согласие.
Советская власть в РСФСР и позднее в СССР относительно благосклонно относилась к старообрядцам до конца 1920-х годов, поддерживая те направления, которые были оппозиционными к «тихоновщине». Они с разными чувствами встретили Великую Отечественную войну. Большинство старообрядцев поддерживали защиту Родины, но были и исключения, такие как Республика Зуева или староверы деревни Лампово, чьи представители стали коллаборационистами.
Большой Московский собор подтвердил анафему Московского собора 1656 года и добавил новые анафемы на старые обряды, объявляя тех, кто использует их, еретиками.
Кроме того, Большой Московский собор (в 7 главе Деяний собора 1667 года) теоретически обосновал необходимость передавать еретиков (то есть старообрядцев) в гражданские власти. Это привело к массовым пыткам, убийствам и гонениям на старообрядцев, что снизило авторитет новообрядческого священства и углубило раскол.
На Поместном Соборе Русской православной церкви 31 мая 1971 года все решения соборов XVII века, в том числе и решение собора 1666-67 года, против старых обрядов были отменены:
«Утвердить постановление … об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».