3 апреля 1954 — Советский разведчик Владимир Петров перешёл на сторону врага в Австралии, выдав всю резидентуру

отadmin

Апр 3, 2023
3 апреля 1954 — Советский разведчик Владимир Петров перешёл на сторону врага в Австралии, выдав всю резидентуру

Сотрудник советского посольства в Австралии Владимир Михайлович Петров формально занимал незначительную должность третьего секретаря, но на самом деле был офицером КГБ. Его жена, Евдокия Алексеевна Петрова, также имела офицерское звание и работала шифровальщиком в посольстве. Петров был направлен на работу в Австралию в 1951 году по приказу тогдашнего главы советских разведывательных органов Лаврентия Берии.

После смерти Сталина в марте 1953 года Берия потерпел поражение в борьбе за власть на вершине советского руководства, был арестован и вскоре казнен. Многие из ближайших коллег Берии также были казнены или отправлены в тюрьму, и в аппарате государственной безопасности началась «чистка» кадров. У Петрова были все основания опасаться, что его постигнет та же участь. Чтобы избежать «чистки», он решил в качестве превентивной меры дезертировать из посольства. С этой целью Петров вступил в контакт с представителями австралийского разведывательного управления (ASIO) и попросил политического убежища в обмен на предоставление им секретной информации о деятельности советской разведки на Западе.

Австралийское разведывательное управление приняло предложение Петрова. Майкл (Mikhail) Балогурский, польский врач, который также был секретным агентом ASIO, был ответственен за подготовку и организацию побега Петрова. Балогурский давно знал Петрова и знал его истинную профессию. Чтобы завербовать Петрова, Балогурский неоднократно приглашал его на прогулки по фешенебельным местам Канберры: ресторанам, барам и борделям. Чтобы организовать побег, Балогурский познакомил Петрова с сотрудником ASIO Роном Ричардсом, который предложил Петрову политическое убежище, 5000 австралийских фунтов в качестве единовременной выплаты и пенсию в обмен на секретные документы из посольства.

Переход на австралийскую сторону произошел 3 апреля 1954 года. Петров попросил убежища один, не поставив в известность свою жену Евдокию Петров, которая в то время находилась в другом городе. Первоначально, как сообщается, он не планировал брать ее с собой при побеге. Тем не менее, после дезертирства Петрова советские спецслужбы попытались насильно вывезти Евдокию Петров в СССР. Двое сопровождавших ее агентов КГБ насильно доставили ее в аэропорт Канберры и против ее воли в присутствии журналистов и фотографов затащили на самолет, направлявшийся в СССР.

Когда о попытке насильственной депортации Евдокии Петровой в Советский Союз стало известно австралийской общественности и средствам массовой информации, это вызвало политический скандал. Мощные антикоммунистические демонстрации прошли в аэропорту Сиднея. После этого по указанию премьер-министра Австралии Роберта Мензиса в дело вмешалась австралийская полиция. Когда самолет сделал остановку для дозаправки в аэропорту Дарвина в столице Северной территории Австралии, полиция поднялась на борт самолета и разоружила двух советских «дипломатических курьеров» на формальном основании того, что они незаконно пронесли оружие на борт самолета. Затем они освободили Евдокию Петров. После телефонного разговора со своим мужем она решила остаться в Австралии и присоединиться к нему.

Впоследствии Петровы получили политическое убежище в Австралии и оставшиеся годы своей жизни жили под защитой австралийских спецслужб в Бентли, пригороде Мельбурна.

Последствия побега

В 1954 году Петров и его жена Евдокия сбежали из Советского Союза в Австралию и предали советскую разведку, передав крайне важную секретную информацию австралийским спецслужбам. Предоставленная ими информация помогла раскрыть более 600 советских агентов по всему миру, а также пролить свет на действия «кембриджской пятерки» — группы из пяти британских шпионов, которые работали на советскую разведку.

Благодаря информации, предоставленной Петровым, австралийским властям удалось расшифровать сеть советских агентов в Австралии, известную как KLOD. Кроме того, Петров сообщил об агентах «кембриджской пятерки», которые были вывезены в СССР и жили в Куйбышеве.

Однако после побега Петров и его жена Евдокия стали жить уединенно, под именами Свена и Марии Анны Эллисон, почти не общаясь с людьми. Петров всю жизнь боялся мести бывших коллег, и не сумел войти в местное общество Австралии.

После смерти Петрова в 1991 году и его жены в 2002 году, пресса узнала о них только спустя неделю. По словам Петрова, лучше бы он умер, ни друзей, ни будущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER