Мало кто помнит, что сцена в фильме 1968 года «Служили два товарища», в которой конь Брусенцова бросается вплавь за пароходом, была взята именно из его стихотворения:
«Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня.
Я с кормы – всё время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой…
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной…».
Русский поэт Николай Николаевич Туроверов родился в станице Старочеркасская области Войска Донского 18 / 30 марта 1899 г., а умер 23 сентября 1972 г. недалеко от Парижа. Участник Первой мировой, гражданской, Второй мировой войн. Антисоветчик, антикоммунист, белогвардеец, похоронен на русском кладбище городка Сент-Женевьев-де-Буа расположенного в 23 км к югу от Парижа.
— В Первую мировую Николай Туроверов не захотел отсиживаться в тылу. В апреле 1917 года он записался вольноопределяющимся в лейб-гвардии Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк. Воевал на русско-австрийском фронте, за личное мужество, проявленное в боях, получил звание урядника. С началом Гражданской войны убежденно встал на сторону белых: для большевиков, мечтающих о мировой революции, Родина, считал, ничего не значит. В свои 18 лет воевал отважно, был произведен в хорунжие, сотники, подъесаулы…
После яростных боев за Ростов и взятия города белыми атаман Каледин решил расширить фронт и отправил на север Донской области отряд во главе с полковником Василием Чернецовым (этот эпизод описан в «Тихом Доне» Михаила Шолохова). Добровольцами вступили в чернецовский отряд и Николай Туроверов с младшим братом Александром. И были наголову разбиты опытными фронтовиками-красноармейцами под командованием Федора Подтелкова.
Николай уцелел чудом. После долгих скитаний по степи вернулся домой. Об этом он расскажет в стихотворении «Родина»:
Я знаю, не будет иначе,
Всему свой черед и пора, —
Не вскрикнет никто, не заплачет,
Когда постучусь у двора.
Чужая у выгона хата,
Бурьян на упавшем плетне
Да отблеск степного заката,
Застывший в убогом окне.
И скажет негромко и сухо,
Что здесь мне нельзя ночевать.
В лохмотьях босая старуха,
Меня не узнавшая мать.
Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, — на нем похоронен поэт
Николай Туроверов покинул Россию на одном из последних пароходов, отплывавших из новой России, в 1920 году. И на всю жизнь в его стихах сохранилось это жаркое ощущение потерянной родины.