Фёдор Аполлонович Пироцкий
Хотя неизвестно, кто первым высказал идею установить двигатель на электрической тяге на конном вагоне, но именно в России был создан первый экспериментальный вагон, который был запущен в движение Федором Аполлоновичем Пироцким 22 августа 1880 года.
Он установил электродвигатель на двухэтажный вагон и использовал миниатюрную электростанцию для питания, при этом ток передавался по рельсам. Однако, этот эксперимент так и остался лишь на страницах газет, идея не была реализована, поскольку в России она не вызвала интереса у кого-либо.
Однако, этот эксперимент был предшествован очень важному событию. В 1876 году, Пироцкий начал свои первые опыты, и уже через год добился первых успехов, пропустив электрический ток через рельсы. Результаты были опубликованы в «Инженерном журнале». Статья заинтересовала Карла Сименса, и он обратился за консультацией к российскому ученому, который не отказал ему в помощи.
В 1879 году на промышленной выставке в Берлине, Вернер Сименс продемонстрировал передвижной трамвайчик с четырьмя открытыми вагонами, напоминающим лавочку на колесах. Трамвайчик был небольшим по размеру, как современный квадроцикл, и полностью открытым, но произвел настоящий фурор, перевезши за время выставки 86 тысяч гостей. Сразу после окончания выставки Сименс начал проектировать первую трамвайную линию на электрической тяге, которая уже в 1881 году была открыта и начала перевозить первых пассажиров.