Операция «Кольцо»
Войска 64, 57 и 21-я армий Донского фронта (К. К. Рокоссовский) возобновили наступление по всему фронту. В 22-километровой полосе наступления 64, 57-й и 21-й армий было сосредоточено 4100 орудий и миномётов.
Группа армий «Дон». Манштейн
«22 января русские подошли к аэродрому Гумрак, так что посадка самолётов, обеспечивавших снабжение 6 армии, стала невозможной. Генерал-полковник Паулюс доложил, что он не имеет возможности ликвидировать брешь, образовавшуюся в районе Гумрака. Боеприпасы и продовольствие были на исходе. Он просил у Гитлера разрешения начать переговоры о капитуляции… После долгих и резких споров Гитлер отклонил просьбу, исходившую от Паулюса и от меня, и отдал армии приказ продолжать бой до последней возможности. Он обосновал свою точку зрения тем, что каждый день, на который удастся задержать находящиеся под Сталинградом дивизии противника и оттянуть их переброску на другой участок фронта, будет иметь решающее влияние на общую обстановку на фронте. Но обстановка и без того была критической, так как русские разгромили тем временем и венгерскую армию на Дону, вследствие чего группы армий „Б“ практически больше не существовало. В нашем фронте образовалась брешь, простиравшаяся от Ворошиловграда на Донце до Воронежа на Дону. Крупные силы противника, наступавшие здесь, имели почти полную свободу действий. Представлялось более чем сомнительным, удастся ли в этой обстановке спасти группу армий „Дон“ и группу армий „А“, отходившую в это время с Северного Кавказа.
Гитлер считал, что если 6 армия и не сможет сохранить дольше сплошной фронт, она сможет продолжать сопротивление в течение некоторого времени в нескольких небольших котлах… Есть, конечно, случаи, когда военачальник не может взять на себя ответственность за выполнение данного ему приказа. Это случаи, когда он бывает вынужден сказать то, что сказал Зейдлитц в битве при Цорндорфе: „После битвы король может располагать моей головой, но во время битвы пусть он мне позволит самому пользоваться ею“. Ни один генерал не сможет оправдать своё поражение в битве тем, что он был обязан выполнять приказ, приведший к поражению, хотя и знал, что нужно было действовать иначе. В этом случае остаётся только один путь — неподчинение приказу, и за это он отвечает головой. Судьбу его обычно решает успех или неудача.
Северо-Кавказская операция
51-я армия (Н. И. Труфанов) и 28-я армия Южного фронта (А. И. Ерёменко) овладели Сальском и выдвинулись на рубеж Красный Маныч — Богородицкое, где была установлена связь с конно-механизированной группой Северной группы войск Закавказского фронта.
Из оперативных данных штаба флота
22 января 1943 года
На севере. Пл Щ-404 (капитан 2 ранга Иванов В.А.) у мыса Нордкин обнаружила конвой (4тр и 2 скр) и 4-торпедным залпом потопила 1 тр. Авиация СФ из-за плохой погоды боевых вылетов не производила.
На западе. Противник обстреливал Ораниенбаум, мыс Дубовский, р-н Нового Посёлка. Огонь по врагу вели 1 эм, 1 кл, 7 береговых и 8 ж.-д. батарей. Авиация БФ в 41 самолёто-вылете наносила удары по врагу и прикрывала свои силы. Одиночные самолёты противника вели разведку Лавенсари.
На юге. Самолёты ЧФ в 49 вылетах осуществляли поиск кораблей и судов противника, прикрывали наши войска, вели разведку. У Сулинского гирла 1 ДБ атаковал одиночный транспорт противника с ошвартованной к нему баржей и потопил их. Враг бомбил Туапсе, повредив 3 тка и 1 тр. Кл «Усыскин» ВВФ вела огонь по противнику под Сталинградом. Межбазовые переходы выполняли 23, а плавание 7 судов обеспечивали 9 кораблей и катеров.
Оперативная сводка Совинформбюро
Оперативная сводка за 22 января
В последний час
НАШИ ВОЙСКА ЗАНЯЛИ ГОРОДА САЛЬСК, МИКОЯН-ШАХАР
22 января войска ЮЖНОГО фронта в результате решительной атаки овладели городом и крупным железнодорожным узлом САЛЬСК.
Войска ЗАКАВКАЗСКОГО фронта овладели городом МИКОЯН-ШАХАР.
Утреннее сообщение 22 января
B течение ночи на 22 января наши войска в районе Сталинграда, южнее Воронежа, на Северном Кавказе, в районе Нижнего Дона, Северного Донца и южнее Ладожского озера продолжали бои на прежних направлениях.
Вечернее сообщение 22 января
22 января войска Южного фронта в результате решительной атаки овладели городом и крупным железнодорожным узлом Сальск, районными центрами Константиновская, Весёлый, крупным населённым пунктом Новый Егорлык.
На Северном Кавказе войска Закавказского фронта овладели городом Микоян-Шахар, районным центром Удобная, крупными населёнными пунктами Донское, Зеленчук-Мостовой.
Войска Юго-Западного фронта овладели городом и районным центром Станично-Луганское, железнодорожным узлом Кондрашевская, районным центром и железнодорожной станцией Ново-Айдар, районным центром Евсуг.
21 января частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено более 100 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 6 артиллерийских батарей, рассеяно и частью уничтожено до двух рот пехоты противника.
22 января 1943. Освобождение советских военнопленных и мирных жителей из немецкого концлагеря под Сталинградом
22 января после освобождения частями Красной Армии села Алексеевка Городищенского района был обнаружен лагерь военнопленных, обозначенный немецким командованием под номером 205. Здесь, за колючей проволокой, в темных и тесных ямах, вырытых в открытой степи, к моменту прихода советских войск содержалось 950 военнопленных, из которых часть была мирными гражданами Сталинграда.
Подавляющее большинство пленных от голода, побоев, истощения, непосильной работы так ослабли, что были не в состоянии передвигаться без посторонней помощи. Многие красноармейцы, попавшие в плен несколько месяцев назад, выглядят стариками, те из них, кто побывал в немецких лагерях, утверждают, что во всех лагерях творятся подобные же злодеяния над советскими людьми.
22 января 1943. В бою под Сталинградом погиб один лучших снайперов Великой Отечественной — Максим Пассар
22 января 1943 года в бою в районе селения Песчанка Городищенского района Сталинградской области погиб снайпер 117-го стрелкового полка 23-й дивизии 65-й армии старший сержант Максим Александрович Пассар. Генерал Павел Батов, командовавший 65-й армией Донского фронта, напишет в воспоминаниях: «…Имя его было известно всему Донскому фронту. Немцы сбрасывали листовки с дикими угрозами в адрес Максима Пассара. …В последнюю свою атаку он шел, как всегда, неистово. Треух развевался на бегу. Полушубок нараспашку. Гимнастерка расстегнута, обнаженная грудь подставлена навстречу обжигающему ветру. Таким я хотел бы видеть памятник этому замечательному солдату…».
Его необычная для нашего уха фамилия переводится с нанайского как «меткий глаз». До войны Максим Пассар был охотником. Сразу после нападения Гитлера Максим пошёл добровольцем, учился в снайперской школе. После её окончания оказался в 117-м стрелковом полку 23-й дивизии 21-й армии, с 10 ноября 1942 года переименованной в 65-ю армию, 71-ю гвардейскую дивизию. Слава о метком нанайце, у которого была редкая способность видеть в темноте как днём, сразу разнеслась по фронту, а позже и вовсе перешла за линию фронта. К октябрю 1942 «меткий глаз» был лучшим снайпером Сталинградского фронта, также он был 8 в табели лучших снайперов Красной Армии.
О том, как Пассар работал, рассказывал его фронтовой друг Александр Иванович Фролов, сам истребивший не менее 63 немцев:
«Обычно Пассар выходил на свою позицию, когда на востоке чуть брезжил рассвет, и возвращался ночью. Как-то вражеский снайпер решил обмануть Максима. Из своего окопа он стал показывать каску. Максим туда навел бинокль. Снова каска появилась, а внизу палка торчит. Разгадал он уловку врага и не стрелял. Немец успокоился и высунул голову. А в это время Максим его на мушку и взял».
Немцы боялись меткого нанайца, называя его «дьяволом из гнезда чертей», они даже выпускали специальные, предназначенные лично Пассару, листовки с предложением сдаться. Объявляли и награду за его голову — 100 000 рейхсмарок.
Пассар уничтожил 237 солдат и офицеров врага. Кроме того, он активно сам обучал снайперов. Его выступления о тактике ведения снайперской борьбы публиковались в многотиражной газете 23-й стрелковой дивизии. Подготовленные Максимом снайперы 117-го стрелкового полка уничтожили 775 немцев. 8 декабря 1942 он получил контузию, однако остался в строю.
Погиб Максим 22 января, в бою в районе селения Песчанка он обеспечил успех наступления полка, остановленного фланговым пулеметным огнём противника с замаскированных укреплённых позиций. Скрытно приблизившись на расстояние 100 метров, старший сержант Пассар уничтожил расчёты 2 станковых пулемётов, что и решило исход атаки, во время которой сам снайпер погиб. Он был дважды награжден орденом Красной Звезды, но Героя получил уже посмертно, став Героем России в 2010 году.