27 декабря 1761 года родился выдающийся русский полководец Михаил Богданович Барклай-де Толли. В должности военного министра он разработал некоторые уложения для армии. В частности, «Наставление пехотным офицерам в день сражения». В нем он писал:
«Надобно стараться видеть неприятеля, как он есть, хотя он и силен, хотя бы он проворен и смел, но русские всегда были и будут гораздо храбрее. Никто еще никогда против русских штыков не удержался».
Он происходил из старинного рода шотландских баронов: его предки в начале XVII века из-за религиозных преследований переселились в Германию, а затем — в Прибалтику. Дед полководца был бургомистром Риги, отец служил в русской армии и вышел в отставку в чине поручика.
Детство Михаила прошло вдали от родителей, в Санкт-Петербурге, где он воспитывался в семье своей тети — Августы Вильгельмины фон Вермелен, жены героя Семилетней войны бригадира русской армии фон Вермелена.
Мальчик был приписан к кирасирскому полку. Получая домашнее образование, он одновременно продвигался по служебной лестнице — в 1769 году был произведен в вахмистры. В 1776 году поступил на действительную военную службу в Псковский карабинерный полк, а в 1778 году получил первый офицерский чин корнета.
В 1783 году Барклай де Толли был взят генералом фон Паткулем в адъютанты с повышением в чин подпоручика.
В 1786 году по рекомендации генерала фон Паткуля, вышедшего в отставку, он был зачислен в 1-й батальон Финляндского егерского корпуса в чине поручика.
В 1788 году Барклай де Толли получил место старшего адъютанта при генерале русской службы принце Викторе-Амадее Ангальт-Бернбург-Шаумбургском в армии Григория Потемкина и был произведен в капитаны.
Боевое крещение он получил во время русско-турецкой войны (1787-1791) при штурме Очакова (1788), где принц Ангальт-Бернбург-Шаумбургский заменил раненого Михаила Кутузова. За отличие при взятии Очакова был награжден орденом Святого Владимира и Золотым крестом, а также чином секунд-майора. Участвовал в русско-шведской войне (1788-1790), в подавлении Польского восстания 1794 года, за что был награжден орденом Георгия IV класса.
В 1894 году Барклай де Толли получил звание подполковника. Командовал сначала батальоном, далее — полком, бригадой, а позже — дивизией. В 1798 году он cтал полковником, в 1799 году — генерал-майором, в 1807 году был назначен командиром дивизии и получил чин генерал-лейтенанта. Барклай де Толли возглавлял арьергард русской армии под Пултуском и Прейсиш-Эйлау, где был ранен и вынесен с поля боя без сознания. Тяжелобольного Барклая де Толли посетил император Александр I, который после продолжительного разговора о ходе военных действий проникся полным доверием к его воинским способностям.
В русско-шведской войне (1808-1809) Барклай де Толли командовал корпусом. За переход по льду через пролив Кваркен зимой 1809 года и взятие шведского города Умео он был награжден чином генерала от инфантерии, а вскоре назначен главнокомандующим армией в Финляндии и ее генерал-губернатором (1809-1810).
В январе 1810 года Барклай де Толли был назначен военным министром. Александр I доверил генералу пост и подготовку к предстоящей войне с Наполеоном. В должности военного министра Михаилу Барклаю де Толли удалось провести ряд мероприятий — строительство инженерных сооружений, создание тыловых баз, совершенствование дивизионной системы и создание корпусной, упорядочение штабной службы, создание разведывательных органов, реформу полевого и высшего военного управления. При новом министре стали вводиться в практику новые принципы боевой подготовки войск — обучение меткой стрельбе и действиям на пересеченной местности.
Отовсюду слышаться обвинения Барклая в измене, на имя императора пишутся жалобы и доносы. Под Смоленском, где двум русским армиям, наконец, удается соединиться, Багратион прямо бросает в лицо своему начальнику слово «предатель», в армии из фамилии полководца создают презрительную кличку «Болтает да и только». В подобной ситуации Барклай педантично продолжает отступление, ставшее путем французских завоевателей к могиле.
Основываясь на разведывательных данных о численном превосходстве французских сил перед Отечественной войной 1812 года, Барклай де Толли предложил оперативный план будущей военной компании, рассчитанный на затягивание боевых действий по времени и в глубину русской территории.
«Великая армия» Наполеона вынуждена догонять русских, погружаясь в русские пространства. Ее коммуникации растягиваются, от тяжелого климата и непривычной пищи пехота и кавалерия постоянно несут потери. Уже у Смоленска войска Наполеона сократились вдвое, и французам не удалось взять этот город с ходу. Сражение под Смоленском обескровило войска Наполеона и заставило их на некоторое время приостановить наступление. Однако последующий отход русской армии не прибавил славы главнокомандующему Барклаю. Его отставки уже требовало все русское дворянство, и царь был вынужден уступить общественному мнению, назначив на эту должность М.И. Кутузова. 17 августа 1812 г. Барклай сдал армию новому главнокомандующему.
В первый период Отечественной войны 1812 года Барклай де Толли занимал пост главнокомандующего 1-й Западной армией и, несмотря на сопротивление части генералитета и офицерского корпуса, смог воплотить свой план в жизнь. С начала военных действий организовал отход русских войск, его части избежали ударов превосходящих сил противника. После соединения двух западных армий у Смоленска Барклай де Толли продолжил отступление, что вызвало взрыв недовольства и обвинения в его адрес в армейской среде и русском обществе.
После прибытия к войскам Михаила Кутузова Барклай де Толли сдал ему общее командование, но остался во главе 1-й Западной армией.
В Бородинском сражении Барклаю де Толли подчинялся центр и правый фланг русских позиций, он принимал участие в отражении вражеских атак на самых опасных участках. Его умелое руководство войсками при Бородино получило высокую оценку Кутузова, считавшего, что во многом благодаря проявленной им твердости было «удержано стремление превосходящего неприятеля» на центр русской позиции.
На военном совете в Филях Михаил Барклай де Толли первым решительно высказался за оставление Москвы с целью сохранения армии. Им было организовано прохождение отступающих войск через Москву.
В Бородинском сражении Барклай де Толли командовал правым флангом русской армии, и его единственным желанием было умереть на поле боя. После завершения Бородинской баталии на знаменитом военном совете в Филях 1 сентября 1812 г. Барклай первым высказался за оставление Москвы, правда, он также сказал о возможности перехода к наступлению после перегруппировки сил по выходу из столицы, но его последние слова не были услышаны.
Затем Барклай де Толли счел необходимым оставить действующую армию, командование которой полностью сосредоточилось в руках Михаила Кутузова, и осенью 1812 года покинул занимаемые посты.
Во время заграничных походов русской армии (1813-1814) в феврале 1813 года он вступил в командование 3-й армией. Войска под его началом взяли крепость Торн (Западная Пруссия, ныне город Торунь, Польша), отличились в сражении при Кенигсварте (ныне город в Австрии), участвовали в Бауценском сражении.
После окончания Отечественной войны и в связи с вступлением русских войск в Германию Барклай снова был вызван в действующую армию. Он принял командование 3-й армией, во главе которой руководил осадой и штурмом города-крепости Торн. После кончины М.И. Кутузова 17 апреля 1813 г. новым главнокомандующим был назначен генерал граф П.Х. Витгенштейн. 8 и 9 мая 1813 г. в сражении при Бауцене Барклай командует правым крылом русской армии. Хотя Наполеону удалось одержать победу, за это дело Михаил Богданович удостаивается ордена Св. Андрея Первозванного и 19 мая становиться во главе объединенной русско-прусской армии.
В 1813 году Барклай де Толли был назначен главнокомандующим русско-прусскими войсками, а после вступления Австрии в ряды союзников командовал русско-прусскими войсками в составе Богемской армии. Под его руководством была одержана победа под Кульмом (Швейцария, ныне город Хелмно, Польша), за что он был награжден орденом Георгия I класса.
Барклая де Толли можно назвать одним из творцов победы в «Битве народов» под Лейпцигом 4-6 октября 1813 г., главный вклад в которую внесли именно русские войска. Наградой ему за это было графское достоинство. В следующем году Барклай командовал русскими войсками в сражениях при Бриенне, Арси-сюр-Об, Фер-Шампенуазе и при взятии Парижа. Накануне вступления во французскую столицу, 18 марта 1814 г., Барклай де Толли был произведен в генерал-фельдмаршалы. После заключения мира и по возвращению армии в Россию Барклай де Толли был возведен в княжеское достоинство.
За победу в Лейпцигском сражении Барклай де Толли был возведен в графское достоинство.
В кампании 1814 года он успешно командовал войсками при Фер-Шампенуазе и при взятии Парижа, за что получил чин генерал-фельдмаршала. После окончания военных действий Барклай де Толли возглавил 1-ю армию, во главе которой совершил поход во Францию в 1815 году.
30 августа 1815 года после блестяще проведенного смотра под Вертю, который порадовал царя Александра I порядком в армии, Барклай де Толли был возведен в княжеское достоинство.
В 1817 году Барклай де Толли сопровождал императора Александра I в путешествии по стране, предпринятом с инспекционными целями. По возвращении, пробыв короткое время в Санкт-Петербурге, в 1818 году Михаил Богданович испросил себе отпуск в Германию, надеясь восстановить свои силы на минеральных водах. Проезжая через Восточную Пруссию, неподалеку от Инстербурга (ныне город Черняховск Калининградской области РФ), он почувствовал себя плохо. Во время вынужденной остановки на мызе Штилицен (поместье Жиляйтшен, ныне поселок Нагорное Черняховского района), что в шести верстах от города Инстербург, 26 (14 по старому стилю) мая 1818 года полководец скончался. Сердце Барклая де Толли было похоронено на небольшом возвышении в 300 метрах от мызы Штилитцен, а набальзамированный прах доставлен в имение его жены Бекгоф, в 1,5 километрах от нынешнего эстонского населенного пункта Йыгевесте.
За свою жизнь Михаил Барклай де Толли был награжден многими орденами Российской империи и иностранных государств. Он удостоен российских орденов Святого Андрея Первозванного (1813), Святого Георгия I, II, III и IV классов (1813, 1812, 1807, 1794), Святого Владимира I, II и IV степеней (1811, 1807,1788), Святого Александра Невского (1809 и 1813), Святой Анны I степени (1807).
Был удостоен прусских орденов Черного Орла (1813) и Красного Орла I степени (1807), шведского военного ордена Меча I класса (1814), австрийского ордена Марии Терезии (1813), французских орденов Святого Людовика (1816) и Почетного Легиона I степени (1815), английского ордена Бани I степени (1815), нидерландского военного ордена Вильгельма I степени (1815), саксонского ордена Святого Генриха I степени (1815), а также медалями, золотыми крестами и шпагами с алмазами.
Михаил Барклай де Толли был женат на своей двоюродной сестре Хелене Августе фон Смиттен (1770-1827). Его сын, Эрнст Магнус (Максим Михайлович) Барклай де Толли (1798-1871), полковник и флигель-адъютант, был женат первым браком на баронессе Леонилле фон Кампенгаузен, вторым браком — на баронессе Александре фон Тизенгаузен, но оба брака были бездетными и княжеский титул Барклая был оставлен в наследство его двоюродному племяннику, генералу от инфантерии Александру Магнусу Фридриху (Александру Петровичу) фон Веймарну (1824-1905).
Память о полководце была запечатлена в нескольких памятниках. Первый монумент Барклаю де Толли по инициативе короля Фридриха Вильгельма III был сооружен в Германии в 1818 году над местом захоронения сердца полководца, на мызе Штилитцен в Восточной Пруссии (ныне территория России).
В 1823 году на могиле Барклая де Толли его вдовой был сооружен мавзолей по проекту архитектора Аполлона Щедрина с надгробным монументом работы скульптора Василия Демут-Малиновского.
В 1837 году был открыт памятник Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге у Казанского собора (скульптор Борис Орловский).
В 1849 году памятник Барклаю де Толли работы скульптора Василия Демут-Малиновского был сооружен в Тарту (Эстония).
В 1913 году памятник полководцу был открыт в Риге (Латвия). В годы первой мировой войны монумент пропал, в 2002 году его восстановили мастера из Санкт-Петербурга на средства рижского предпринимателя Евгения Гомберга.
В 2007 году памятник Михаилу Барклаю де Толли работы скульптора Владимира Суровцева был установлен в Черняховске Калининградской области (бывший Инстербург).
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников