15 октября 1967 года на Мамаевом кургане в Волгограде был торжественно открыт мемориальный комплекс, ставший одним из самых значимых памятников, посвящённых Великой Отечественной войне и Сталинградской битве. Этот комплекс, олицетворяющий стойкость и мужество защитников Сталинграда, был создан по проекту выдающегося советского скульптора Евгения Викторовича Вучетича, и его создание продолжалось почти 10 лет.
Проект мемориала и его изменения
Первоначально проект памятника выглядел по-другому. Скульптура «Родина-мать» изображала женщину, держащую знамя в левой руке, а перед ней находился коленопреклоненный солдат. Однако в 1962 году, когда строительство комплекса уже было в разгаре, Вучетич пересмотрел замысел. По его мнению, победа в Сталинградской битве, несмотря на её историческое значение, была лишь частью более широкой борьбы, которая продолжалась ещё два с половиной года. Поэтому главный символ памятника должен был олицетворять не только победу, но и призыв к дальнейшей борьбе.
Так появилась скульптура «Родина-мать зовет!» — величественная фигура женщины с мечом в руке, символизирующая призыв к защите Родины и продолжению сражений. Эта грандиозная статуя высотой 85 метров стала центральной частью мемориала и сегодня остаётся одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны.
Смысл и символика
Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане наполнен глубоким символизмом. Каждый элемент олицетворяет решимость, страдания и героизм людей, участвовавших в битве за Сталинград. Скульптура солдата с ППШ в руке также имеет особое значение — в его чертах можно легко узнать образ командующего 62-й армией Василия Ивановича Чуйкова, который возглавлял оборону Сталинграда. Сам Чуйков стал живым символом этой битвы, и после его смерти он был похоронен на Мамаевом кургане, рядом с памятником, который олицетворяет защитников города.
Торжественное открытие
Открытие мемориала 15 октября 1967 года было приурочено к 25-летию со дня третьего и самого тяжёлого штурма Сталинграда немецко-фашистскими войсками в 1942 году. Это событие имело огромное значение для всего Советского Союза. На церемонию открытия прибыли высшие руководители страны, включая Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, который сам был фронтовиком. Министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко также присутствовал на этом событии, как и многочисленные ветераны Сталинградской битвы, которые с трепетом вспоминали те страшные и героические дни.
Вечный огонь в Зал Воинской Славы мемориала был зажжён тремя великими людьми, чьи имена были известны всей стране: дважды Герой Советского Союза, лётчик Владимир Сергеевич Ефремов, Герой Советского Союза и полный Георгиевский кавалер Константин Иванович Недорубов и Иван Фёдорович Афанасьев, один из защитников легендарного Дома Павлова.
Символизм даты
Дата открытия мемориала — 15 октября — была выбрана не случайно. Именно 15 октября 1942 года, во время Сталинградской битвы, произошёл третий, самый мощный и кровопролитный штурм города. В этот день немецкие войска смогли прорваться к Волге и захватить Сталинградский тракторный завод, что стало одним из критических моментов битвы. Для командующего 62-й армией Василия Чуйкова этот день был настолько тяжёлым, что он впервые и единственный раз запросил разрешение на перенос командного пункта на другой берег Волги. Однако это разрешение ему не дали.
На этом этапе оборона была критически ослаблена, и бой шёл уже буквально на командном пункте армии. Ситуация казалась безвыходной, но именно тогда снайпер Василий Зайцев произнёс ставшую символом Сталинграда фразу: «За Волгой для нас земли нет!». Эти слова вдохновили солдат на отчаянное сопротивление и стали своеобразной клятвой всех защитников города.
Значение комплекса
Мамаев курган — это не просто мемориал, это священное место, где покоится память о бесчисленных жертвах и подвигах, совершённых в годы войны. Комплекс стал символом мужества и силы духа, памятником тем, кто отдал свою жизнь за Родину. Сегодня он привлекает тысячи посетителей со всего мира, оставаясь одним из важнейших символов победы и народного единства.
Мемориал на Мамаевом кургане — это место, где прошлое встречается с настоящим, а память о героических днях битвы за Сталинград сохраняется для будущих поколений.
Конкурс на разработку проекта памятника в память о Сталинградской битве был объявлен уже в 1944 году. Эскизы приходили отовсюду: от простых солдат и прославленных архитекторов, из-за границы — из Марокко и Шанхая.
Скульптура — центр триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.
Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены ещё многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешёвых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нём стали образовываться маленькие трещинки.
Все инженерные расчёты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовёт!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счёт собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают её более устойчивой и поддерживают жёсткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.
Конкурс на создание статуи был объявлен ещё при жизни Сталина, начали строительство при Хрущёве, а открывали монумент уже при Брежневе.
Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника: меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию. Высота статуи вместе с мечом — 85 метров. Это одна из высочайших скульптур мира, самая высокая статуя в Европе и России.
По легенде, скульптор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: „А она кричит — за Родину… вашу мать!“»