
Автор: Алексей Исаев
Допустим разведка у нас работает идеально и даже видит части и соединения противника в глубине.
Допустим добыли карту, настоящую, положения противника на южном фасе за сутки до начала «Цитадели», 3.7.1943 г. (см. картинку).
Мы видим на ней однозначную направленность на север, Курск и Обоянь? По полосатой стрелке, по которой немцы пошли в реальности. Нет такой однозначности.
Овальчики в глубине (кучкующиеся в районе Харькова) это танковые и моторизованные дивизии. Ничего им не мешает пойти по сплошным стрелочкам на восток.
Ударные моторизованные соединения выдвигаются в последний момент и могут перегруппироваться за сутки, если не часы. Ночью, когда и разведывательная авиация не поможет. «Гроссдойчланд» вообще из какого-то медвежьего угла выдвигался. Это овальчик слева на отшибе, G.D.
Сегодня армии практически 100% моторизованы.

Как бороться с внезапностью
Как это все работало в реальной жизни. Картинка номер два. Тоже южный фас Курской дуги. Не знаем точного ответа, прикрываем широкий фронт (и самой плотной на Воронежском фронте была 40-я армия). Как началось пошли перекидывать соседу части и соединения. Плюс резервы фронта, плюс резервы Ставки (5 гв.А и 5 гв.ТА), плюс из соседнего фронта, Юго-Западного, подогнали танковый корпус.
Достаточно популярен был маневр артиллерией. Немцам в этом плане было лучше т.к. тягачи артиллерии РГК у них были пошустрее. У нас шустро бегали «катюши» и артполки 76-мм на автомобильной тяге.
Это вариант, который сработал. Бывало, как все догадываются, когда не срабатывало. И перекидываемых резервов не хватало, и они ложились костьми (в большой излучине Дона в июле 42-го).
иптап — истребительно противотанковый полк
иптабр — бригала
мп — минометный полк (120-мм, тоже автомашины).