24 августа 1944 года — День Освобождения Молдавии от фашистской оккупации

отadmin

Авг 24, 2022
24 августа 1944 года — День Освобождения Молдавии от фашистской оккупации

24 августа 1944 года в ходе Ясско-Кишиневской наступательной операции, проводившейся в рамках Седьмого Сталинского удара (20 августа — 20 сентября 1944 г.), войска 2-го и 3-го Украинских фронтов освободили Кишинев и завершили окружение войск противника в районе Яссы, Кишинев. Эта победа ознаменовала освобождение Молдавии от румыно-немецкой фашистcкой оккупации.

Ясско-Кишиневская операция, блистательная по замыслу и исполнению, справедливо вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из наиболее результативных наступательных операций Красной Армии. Эта операция – крупнейшее военное событие ХХ века, происшедшее на земле Молдавии. Она по праву вошла в историю как один из стратегических ударов, которыми армия СССР/России вышибла дух из сильнейшей армии Запада – германской. Она остается и замечательной страницей истории Молдавии, победой, достигнутой при участии ее народов.
В историографии и СМИ Республики Молдова Ясско-Кишиневская операция – тема табуированная. Причиной тому – не только активизация в Восточной Европе идеологических наследников политических сил, сотрудничавших с нацистами в годы Второй мировой войны, но и нежелание стран «старой Европы», связанных общей победой в «Холодной войне», включать события 1939-1945 годов в арсенал средств, призванных способствовать европейской интеграции (1). Используя ситуацию, румынские историки и молдавские авторы, творящие в русле курса «история румын», избегают затрагивать события 20-29 августа 1944 года. Что же произошло тогда на земле Молдавии?

24 августа 1944 года — День Освобождения Молдавии от фашистской оккупации

В марте 1944 года в ходе Уманско-Ботошанской операции войска 2-го Украинского фронта под командованием генерала И.С. Конева освободили северные и восточные районы Молдавии. 26 марта на 80-километровом участке от Липкан до Скулян была восстановлена Государственная граница СССР по Пруту, советские войска вступили на территорию Румынии. Охрану государственной границы возобновил 24-й пограничный полк, принявший на себя 1-й удар немецких войск 22 июня 1941 года.
Успешно шло и наступление на юге. Части фронта с ходу захватили на западном берегу Днестра плацдарм у сел Кицканы, южнее города Бендеры, и севернее, у села Варница. Линия фронта пролегла по Днестру от Черного моря до города Дубоссары и далее на северо-запад до местечка Корнешты и севернее румынского города Яссы. Противнику ее очертания до боли напоминали конфигурацию фронта в районе Сталинграда накануне советского контрнаступления. Глянув на карту, командующий группы армий «Южная Украина» генерал Г.Фриснер предложил Гитлеру отвести войска с Кишиневского выступа, но понимания не встретил (2) .

Столь долгая прелюдия
12 апреля 1944 года части 57-й армии форсировали Днестр у сел Буторы (восточный берег) и Шерпены (западный берег). Они захватили плацдарм шириной по фронту до 12 км и глубиной 4—6 км, необходимый для наступления на Кишинев. Севернее Бендер, в селе Варница, был создан еще один плацдарм. Но ресурсы наступающих войск были исчерпаны, им требовался отдых и пополнение. По приказу Верховного Главнокомандования 6 мая войска И.С. Конева перешли к обороне. Основные силы авиации 2-го Украинского фронта были переброшены в Польшу, на прикрытие Сандомирского плацдарма.

24 августа 1944 года — День Освобождения Молдавии от фашистской оккупации

Вновь созданная группировка немецко-румынских войск «Южная Украина» преградила Красной Армии путь к нефтяным источникам Румынии. Центральную часть немецко-румынского фронта, Кишиневский выступ, заняла «восстановленная» 6-я немецкая армия, разгромленная в Сталинграде. Для ликвидации Шерпенского плацдарма противник сформировал оперативную группу генерала Отто фон Кнобельсдорфа, многоопытного немецкого участника Сталиградского сражения. В состав группы были включены 3 пехотных, 1 парашютно-десантная и 3 танковых дивизий, 3 дивизионных группы, 2 бригад штурмовых орудий, особая группа генерала Шмидта и другие части. Их действия обеспечивали крупные силы авиации.

7 мая 1944 года Шерпенский плацдарм начали занимать пять стрелковых дивизий –корпус под командованием генерала Морозова, входящий в состав 8-й армии генерала В.И. Чуйкова. Войскам на плацдарме не хватало боеприпасов, техники, средств противотанковой обороны, авиационного прикрытия. Контрнаступление, предпринятое немецкими войсками 10 мая, застало их врасплох. В ходе боев корпус Морозова удержал часть плацдарма, но понес большие потери. 14 мая его сменил 34-й гвардейский корпус 5-й ударной армии под командованием генерала Н.Э. Берзарина. Линию фронта удалось стабилизировать. 18 мая противник, потеряв большую часть танков и живой силы, прекратил атаки. Шерпенскую операцию немецкое командование признало своей неудачей, Кнобельсдорф никакими наградами отмечен не был. Шерпенский плацдарм и далее приковывал к себе крупные силы 6-й немецкой армии. Между плацдармом и Кишиневом немецкие войска оборудовали четыре рубежа обороны. Еще одна оборонительная линия была отстроена в самом городе, вдоль речки Бык. Для этого немцы разобрали около 500 домов (3). А главное, ожидания наступления с Шерпенского плацдарма предопределили дислокацию основных сил 6-й немецкой армии.
В состав созданной противником группы армий «Южная Украина» входили 6-я и 8-я немецкие армии, 4-я и – до 25 июля, – 17-я армии Румынии. Подготовка нового наступления требовала предварительной доставки в войска 100 тысяч вагонов техники, оружия и снаряжения. Между тем весной 1944-го разрушения на железной дороге Молдавии были выполнены немецко-румынскими войсками по полной программе «выжженной земли». Советской службе Военных сообщений и саперам предстояло перешить на широкую союзную колею железнодорожные пути, отстроить взорванные противником мосты, технические и служебные здания, восстановить станционное хозяйство (4). В какие сроки можно было это выполнить?
В июле 1941 года, когда советские саперы и железнодорожники вывели из строя лишь немногие железнодорожные объекты, румынский диктатор Ион Антонеску распорядился «при содействии населения» «нормализовать» движение по железной дороге Бессарабии в течение двух недель (5) . Однако население саботировало принудительные работы, а румынские военные железнодорожники оказались малоквалифицированными. До 16 октября, пока продолжалась оборона Одессы, через Бессарабию не прошел ни один эшелон. Мост через Днестр в Рыбнице был восстановлен только в декабре 1941-го, а стратегически еще более важный мост в Бендерах – 21 февраля 1942 года (6) .
Весной 1944 года разрушения были несравненно больше, но Красной Армии всеми силами помогало население. Весной в условиях распутицы тысячи добровольцев вручную доставляли на позиции снаряды, эвакуировали раненых. Крестьяне отдавали последнее, чтобы обеспечить русских солдат питанием. 192 тысячи призывников из Молдавии пополнили ряды советских войск. 30 тысяч крестьян вышли на строительство железной дороги, еще 5 тысяч строили заново Рыбницкий мост. Мост был введен в строй уже 24 мая 1944 года. Весьма эффективно работали и железнодорожные части. К 10 июля было перешито на широкую союзную колею 660 км главного пути, восстановлено 6 пунктов водоснабжения, 50 искусственных сооружений, 200 км столбовой линии связи. К концу июля в освобожденных районах Молдавии были приведены в рабочее состояние 750 км железнодорожных путей и заново отстроены 58 мостов. Было также проложено или капитально отремонтировано 300 км шоссейных дорог. Рабочие Бельц, Окницы, Тирасполя наладили ремонт поврежденной техники (7) . Снабжение войск 2-го и 3-го Украинских было обеспечено. Совершив это чудо восстановления, железнодорожные войска Красной Армии и население Молдавии внесли свой вклад в грядущую победу.

24 августа 1944 года — День Освобождения Молдавии от фашистской оккупации

В начале мая 1944 года командующим 2-го Украинского фронта, вместо И.С. Конева, назначенного командующим 1-м Украинским фронтом, был назначен генерал Р.Я. Малиновский, на 3-м Украинском фронте его заменил генерал Ф.И. Толбухин. Они, а также начальники штабов фронтов С.С. Бирюзов и М.В. Захаров приступили к разработке планов наступления. Замысел операции был чарующе прост. Наступление на Кишинев с Шерпенского плацдарма позволяло расколоть фронт противника, именно отсюда ожидали удара немцы. Однако советское командование предпочло бить по флангам, где оборонялись румынские войска, менее боеспособные, чем немецкие. Было принято решение о том, что 2-й Украинский фронт нанесет удар северо-западнее Ясс, а 3-й Украинский фронт — с Кицканского плацдарма. Плацдарм находился на стыке позиций 6-й немецкой и 3-й румынской армий. Советским войскам надлежало разгромить противостоящие румынские дивизии, а затем, наступая по направлениям, сходящимся в районе городов Хуши, Васлуй и Фэлчиу, окружить и уничтожить 6-ю немецкую армию и быстро продвигаться вглубь Румынии. Задачи по поддержке действий 3-го Украинского фронта были поставлены перед Черноморским флотом.
Идея заключалась в том, чтобы устроить противнику даже не Канны, а нечто более масштабное – второй Сталинград. «Замысел операции, выработанной на основе предложений командования фронтами, – отмечают исследователи, – отличался исключительной целеустремленностью и решительностью. Ближайшей целью было окружение и уничтожение основных сил группы армий «Южная Украина» с расчетом не дать ей отойти на сильные оборонительные рубежи западнее рек Прут и Серет. Успешное решение этой задачи обеспечивало завершение освобождения Молдавской ССР. Выход советских войск в центральные районы Румынии лишал ее возможности продолжать войну на стороне фашистской Германии. Через территорию Румынии для наших войск открывались кратчайшие пути к границам Болгарии и Югославии, а также выходы на Венгерскую равнину» (8) .
Врага следовало ввести в заблуждение. «Было очень важно,– отмечал впоследствии генерал армии С.М. Штеменко, – заставить умного и опытного противника ждать нашего наступления только в районе Кишинева». Решая эту задачу советские войска стойко защищали плацдармы, а советская разведка вела десятки радиоигр. «И мы того добились, – констатировал генерал далее, – Время показало: хитрый Фриснер долго верил, что ни в каком другом месте советское командование не нанесет ему удара…»(9) . 5-я ударная армия генерала Н.Э. Берзарина демонстративно готовила наступление с Шерпенского плацдарма. Ложное сосредоточение войск осуществлялось севернее Оргеева и на правом фланге 2-го Украинского фронта. «Результаты деятельности нашей воздушной разведки, – признал немецкий командующий, – вообще были весьма незначительными вплоть до последних дней перед началом наступления […] Так как русские умели хорошо маскировать подобные мероприятия, наша агентурная разведка смогла сообщить необходимые сведения также лишь с большим опозданием»(10) .

6 июня на севере Франции был, наконец, открыт Второй фронт. Советские танковые армии находились на южном фланге советско-германского фронта, и противник ожидал удара из района к северу от Кишинева (11) , поэтому попыток перебросить войска из Румынии и Молдавии в Нормандию не предпринял. Но 23 июня началось советское наступление в Белоруссии (Операция «Багратион»), а 13 июля Красная Армия нанесла удар по группе армий «Северная Украина». Пытаясь удержать под своим контролем Польшу, немецкое командование перебросило в Белоруссию и Западную Украину до 12 дивизий, в том числе 6 танковых и 1 моторизованную. Тем не менее, в августе группа армий «Южная Украина» все еще включала 47 дивизий, в том числе 25 немецких. В этих соединениях насчитывалось 640 тыс. человек боевого состава, 7600 орудий и минометов (калибра 75 мм и выше), 400 танков и штурмовых орудий, 810 боевых самолетов. Всего группировка противника насчитывала почти 500 тыс. немецких и 450 тыс. румынских солдат и офицеров.
Немецкие и румынские войска располагали боевым опытом и опирались на эшелонированную систему полевых укреплений. Генерал-полковник Г.Фриснер, назначенный командующим 25 июля, после покушения на Гитлера, слыл опытным и предусмотрительным военачальником и, как показали события, был верным нацистом. Он активизировал строительство оборонительных сооружений. На 600-километровом фронте от Карпат до Черного моря была создана мощная эшелонированная оборона. Глубина ее достигала 80 и более километров (12) . Кроме того, противник располагал немалыми резервами, под ружьем в Румынии находились более 1100 тыс. солдат и офицеров (13) . Русского наступления командование немецко-румынских войск ожидало с уверенностью в своих возможностях (14).
Однако Ставке Верховного Главнокомандования удалось создать превосходство в силах на решающих участках фронта. Боевой состав 2-го и 3-го Украинских фронтов был доведен до 930 тыс. человек. На их вооружении имелись 16 тыс. орудий и минометов, 1870 танков и самоходных орудий, 1760 боевых самолетов (15) . Превосходство советской стороны в численности войск было небольшим, но они превосходили противника в вооружении. Соотношение сил было следующим: в людях 1,2:1, в полевых орудиях разного калибра -1,3:1, в танках и самоходных орудиях — 1,4:1, пулеметах — 1: 1, в минометах — 1,9:1, в самолетах 3:1 в пользу советских войск. В связи с недостаточным превосходством, необходимым для успеха наступления на направлении главного удара, было решено оголить второстепенные участки фронта. Это была рискованная мера. Но на Кицканском плацдарме и севернее Ясс было создано следующее соотношение сил: в людях 6:1, в полевых орудиях разного калибра -5,5:1, в танках и самоходных орудиях — 5,4:1, пулеметах — 4,3: 1, в минометах — 6,7:1, в самолетах 3:1 в пользу советских войск. Заслуживает упоминания то обстоятельство, в стрелковых частях до 80 процентов рядовых составляло пополнение из числа призванных в областях Украины, освобожденных весной 1944 г.; в войска поступили также более 20 тыс. призывников из Молдавии. Эту молодежь еще предстояло обучить военному делу. Но она пережила оккупацию и ненавидела захватчиков. В ходе учений и боев местного значения, в общении со старыми солдатами пополнение получало должную боевую подготовку. Действия двух фронтов был направлен координировать маршал Советского Союза С.К. Тимошенко.
Концентрацию войск и боевой техники на местах прорыва советское командование осуществило скрытно и, главным образом, непосредственно перед наступлением. На Кицканский плацдарм и северо-западнее Ясс были переброшены более 70% сил и средств 2-го и 3-го Украинских фронтов. Плотность артиллерии на участках прорыва достигала 240 и даже 280 орудий и минометов на 1 километр фронта. За три дня до начала наступления немецкое командование заподозрило, что удар будет нанесен не из района Шерпен и Оргеева, а на флангах 6-й немецкой армии (16) . На совещании, без участия румын проведенном в штабе группе армий «Южная Украина» 19 августа, всем его участникам, якобы, было «совершенно ясно, что самое позднее 20 августа следует ожидать крупного наступления русских»(17). Был даже рассмотрен план отвода группы армий «Южная Украина», названный «вариант Медведь». Но даже для бегства советское командование времени противнику не оставило.

Источник >>>

24 августа 1944 года — День Освобождения Молдавии от фашистской оккупации

24 августа 1944 года — День Освобождения Молдавии от фашистской оккупации

24 августа 1944 года — День Освобождения Молдавии от фашистской оккупации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *