Боевые аэросани НКЛ-26

отadmin

Авг 13, 2022
Боевые аэросани НКЛ-26

НКЛ-26: почему немцы так боялись аэросаней Красной Армии

Немалую роль в победе над фашистами в Великой Отечественной войне, как известно, сыграл пресловутый «генерал Винтер», т.е. русская зима. Красная Армия была лучше экипирована зимней одеждой, чем Вермахт. Однако не все знают, что у русских была также уникальная техника для ведения войны в зимних условиях – самоходные боевые аэросани НКЛ-26. Звук пропеллера, который приводил их в движение, вызывал панику у фашистов.

Разработка

Первые самоходные сани с винтом появились в России ещё до революции. Их изобрёл инженер Сергей Неждановский. На аэросанях в те годы, например, любил кататься великий князь Кирилл Владимирович, кузен Николая II. Во время Первой мировой войны «снежные автомобили» применялись в разведывательных целях. Однако на вооружении императорской армии их было немного – всего около 30 единиц.

Климатические особенности северных районов СССР с сохраняющимся в течение длительного времени снежным покровом способствовали широкому применению аэросаней для перевозки почты, пассажиров и грузов. В предвоенные годы для этих целей конструктором М. Андреевым были разработаны и выпускались аэросани ОСГА-4 и ОСГА-6.

Положительный опыт использования аэросаней в ходе финской кампании 1939–1940 гг. привел к созданию аэросаней, способных не только выполнять транспортировку грузов, но вести разведку и участвовать в боевых действиях. Такие аэросани были разработаны М. Андреевым и приняты на вооружение Красной Армии под обозначением «Боевые аэросани НКЛ-26».

Боевые аэросани НКЛ-26

Их начали проектировать летом 1941 года по заказу Государственного комитета обороны. Перед инженерами была поставлена задача создать машину, способную быстро передвигаться по снежной целине, но при этом недорогую и простую в изготовлении.

Боевые аэросани НКЛ-26

Компоновочная схема аэросаней НКЛ-26: 1 — передняя лыжа; 2 — полуось; 3 — корпус; 4 — фара освещения; 5 — броневой лист; 6 — смотровой лючок; 7 — створка люка с щелевой прорезью; 8 — кольцо турели; 9 — пулемёт; 10 — броневой щит на поворотной турели; 11 — основной топливный бак; 12 — заправочная горловина бака; 13 — подкосы моторной рамы; 14 — капот мотоустановки; 15 — резервный топливный бак; 16 — съёмный масляный бак; 17 — магнето зажигания; 18 — воздушный винт; 19 — выхлопной патрубок; 20 — двигатель; 21 — подмоторная рама; 22 — стартёр; 23 — подогреватель воздуха на входе в карбюратор; 24 — ограждение воздушного винта; 25 — задняя амортизационная стойка; 26 — задняя полуось; 27 — кабанчик лыжи; 28 — тормозной механизм; 29 — задняя лыжа; 30 — аккумуляторная батарея; 31 — тяга управления, задняя; 32 — лента крепления бензинового бака; 33 — ложемент бака; 34 — сошка главного вала управления; 35 — тяга управления, передняя; 36 — дверь кабины; 37 — амортизационная стойка; 38 — узел крепления полуоси

Боевые аэросани НКЛ-26

Название НКЛ представляет собой сокращение от Народного комиссариата лесной промышленности, которому подчинялись заводы-производители. У НКЛ-26 было четыре лыжи, на которые устанавливался деревянный корпус, защищенный бронещитами. Самоходная машина приводилась в движение расположенным сзади пятицилиндровым авиамотором М-11 от учебного самолёта У-2. Огонь велся на ходу командиром экипажа с помощью пулёмёта ДТ калибра 7,62 мм, закреплённого на турели. Водитель-механик в это время управлял санями.

Роль аэросаней

Обучение личного состава аэросанных батальонов и рот координировалось спецуправлением в составе бронетанковых войск Красной Армии. Также имелись особые бронесанные подразделения НКВД.

Боевое крещение аэросаней НКЛ-26 состоялось в полях Подмосковья в январе 1942 года. Около десятка бронесанных подразделений оказалось в распоряжении 16-й армии Константина Рокоссовского, сражавшейся в районе Козельска-Мещенска. В своей книге «Солдатский долг» военачальник называл аэросани «очень крепкой помощью и не только для живой связи». Сам он нередко пользовался НКЛ-26 для быстрого перемещения вдоль линии фронта по бездорожью.

Боевые аэросани НКЛ-26

Немецкие пленные рассказывали красноармейцам, что атакующие аэросани их просто поразили. Поначалу бойцы Вермахта принимали мчащиеся по глубокому снегу машины за фантастически быстрые русские танки. Как писал Рокоссовский, одна из атак аэросанной роты, поливавшей противника огнём из 14 пулемётов, буквально рассеяла немцев. Чтобы спастись от пуль, фашисты вбегали в леса и кустарники, где самоходные не могли проехать.

Помимо заснеженных полей НКЛ-26 использовались на льду рек и озёр. При необходимости они могли везти на буксире до двух десятков лыжников. Благодаря быстроте и маневренности самоходные машины редко попадали под ответный огонь – случаев их уничтожения было немного.

Кроме битвы за Москву аэросани успешно применялись на других направлениях, например, в Карелии и в окрестностях Пскова. Аэросанные батальоны участвовали в сотнях десантных, разведывательных и боевых операций. Например, устрашающий рев винтов НКЛ-26 сыграл большую роль при штурме Новгорода 20 января 1944 года. Одной из важнейших задач аэросаней также было патрулирование и охрана Дороги жизни, по которой осуществлялась связь с блокадным Ленинградом.

Боевые аэросани НКЛ-26

Стоит отметить, что у гитлеровцев тоже были аэросани (их название в немецком было заимствовано из русского языка – Aerosani). Однако Вермахт пользовался ими в меньшем масштабе, преимущественно на озерах Карелии. Немецкие машины с пропеллерами уступали по своим техническим характеристикам советским и поэтому обычно избегали прямых столкновений с ними.

Источник >>>

Боевые аэросани НКЛ-26

Боевые аэросани НКЛ-26

Боевые аэросани НКЛ-26

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *