29 мая 1939 года — Запущена телефонно-телеграфная магистраль Москва-Хабаровск

отadmin

Май 29, 2022
29 мая 1939 года - Запущена  телефонно-телеграфная магистраль Москва-Хабаровск

В Российской империи до 1917 года было только две телефонные магистрали: Петроград – Москва и Москва – Харьков, а также несколько линий небольшой протяжённости. Владимир Ульянов (Ленин) на заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) прямо заявил: «Социализм без почты, телеграфа, машин – пустейшая фраза».

Это прекрасно понимал и Иосиф Сталин. Для организации междугородной связи начали использовать высокочастотные устройства, передающие одновременно 3–4 и 12 телефонных переговоров по паре проводов и 16 телеграфных сообщений по одному телефонному каналу.

Ставший наркомом связи СССР как раз в 1939 году, позже (в годы Великой Отечественной войны получивший звание маршала связи) Иван Пересыпкин в изданных в 1970 году мемуарах «…А в бою ещё важней» поделился воспоминаниями об этом событии: «…Было закончено строительство, и началась нормальная эксплуатация междугородной телефонной магистрали Москва – Хабаровск. Магистраль в 9 тыс. км протянулась на Дальний Восток через Урал, Сибирь, Забайкалье по 18 краям и областям нашей страны. Эта линия позволила нам по двум парам проводов иметь 29 каналов связи с перспективой увеличения их до 36. До этого такого количества каналов связи по двум парам проводов ещё не встречалось в мировой практике, и это нас бесконечно радовало. Связисты построили и реконструировали более 9 тыс. км линий, подвесили 35 тыс. км медной проволоки, смонтировали много усилительных пунктов, которые были оборудованы новейшей аппаратурой. Линии и усилительные пункты строились в чрезвычайно сложных географических и климатических условиях: в районах вечной мерзлоты, в тайге, в болотах. Но теперь столица была надёжно связана с форпостом нашей страны на Дальнем Востоке — Хабаровском».

Уже в 1934 году в Чите была создана междугородная телефонная сеть. В аппаратном зале Читинского телеграфа работала связь с Москвой, Иркутском, Улан-Удэ, Сретенским р-ном, Борзей и Сковородино. В «Энциклопедии Забайкалья» констатируется, что «в 1936 году на улице Чайковского была сдана в эксплуатацию новая станция ручного обслуживания ёмкостью 1400 номеров системы ЦБ-2, полностью заменены телефонные аппараты, работавшие от местной батареи, на электропитание от центральной батареи».

После образования в сентябре 1937 года Читинской области было создано областное управление связи, которое и отвечало за работы над созданием магистрали в нашем регионе. В 1939 году ёмкость Читинской городской телефонной станции (ГТС) увеличилась до 2400 номеров. В центре города воздушные линии связи заменены подземными кабелями. Междугородных каналов было шесть.

35-летний нарком стал одним из тех, кто проверил качество работы новой магистрали. «По праву наркома связи, – вспоминал Иван Пересыпкин, – мне посчастливилось одному из первых разговаривать по телефону с Хабаровском. Слышимость была удивительной, даже специалисты, да и я сам – дело прошлое – в первый момент просто не поверил, что столь хорошая слышимость и чистота передачи возможны на такое огромное расстояние.

Ввод в эксплуатацию магистрали Москва – Хабаровск позволил применить первую в СССР систему тонального телеграфа на 18 каналов. После этого намного улучшилась телеграфная связь с Новосибирском, Иркутском, Хабаровском».

Чуть позже магистраль дотянули до Владивостока. Наличие такого канала связи позволяло оперативно решать вопросы по переброске войск, вооружений, раненых, мирных жителей в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией в 1945 году, внеся серьёзный вклад в Победу.

Автор: Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№22 (1558) // 29.05.2019 г.

29 мая 1939 года - Запущена  телефонно-телеграфная магистраль Москва-Хабаровск

29 мая 1939 года - Запущена  телефонно-телеграфная магистраль Москва-Хабаровск

29 мая 1939 года - Запущена  телефонно-телеграфная магистраль Москва-Хабаровск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *