24 мая 1910 года — Состоялся первый официально зарегистрированный полёт аэроплана русской конструкции — «Гаккель-III»

отadmin

Май 24, 2022
24 мая 1910 года - Состоялся первый официально зарегистрированный полёт аэроплана русской конструкции — «Гаккель-III»

24 мая 1910 года состоялся первый официально зарегистрированный полёт аэроплана русской конструкции — «Гаккель-III», разработанного Яковом Модестовичем Гаккелем.
Я.М.Гаккель, по профессии инженер-электрик, родился 13 мая 1874 года в Иркутске в семье военного инженера. Окончил Петербургский электротехнический институт. Будучи студентом последнего курса, принимал участие в революционном движении и подвергся аресту. Окончить институт ему было разрешено только при условии дальнейшей работы в отдаленных местностях Сибири. В 1905 году ему было разрешено вернуться в Петербург, где он работал на постройке трамвая и одновременно преподавал в Петербургском электротехническом институте. Заинтересовавшись авиацией, он вместе С.С.Щетининым в начале 1909 года построил небольшой сарай-ангар на Коломяжском ипподроме, где начал постройку самолета по своему проекту. Затем Я.М.Гаккель, С.С.Щетинин и другие организовали первое Российское товарищество воздухоплавания на паевых началах.
Аэроплан «Гаккель-III» имел ряд конструктивных новшеств. Фюзеляж расчалочный, трехгранного сечения; его лонжероны — сосновые бруски, фрезерованные в форме швеллера; расчалки — рояльная проволока с тандерами. От сиденья до хвоста шла полотняная обтяжка. Нижние концы стоек крыльев упирались в полозы, несшие на резиновой амортизации ось шасси с колесами, имевшими горизонтальную амортизацию от боковых ударов — витые пружины, надетые на ось с обеих сторон колес. На концах полозов — противокапотажные капотажные колесики. К основным стойкам крепились крылья с их растяжками и фюзеляж.

24 мая 1910 года - Состоялся первый официально зарегистрированный полёт аэроплана русской конструкции — «Гаккель-III»
Яков Модестович Гаккель


Крылья, одинаковые в плане, двухлонжеронные, без расчалок внутри, имели сильно выраженный S-образный профиль. Обтяжки, везде — прорезиненная материя, прикреплявшаяся к нервюрам на гвоздях и резиновом клее. Киля не было. Управление самолетом — штурвальная колонка с горизонтальным колесом для перекашивания (гоширования) крыльев и педаль. Вся конструкция была продуманной, рациональной и прочной.
Постройка самолёта была завершена в мае 1910 года
Первые пробежки были сделаны на ипподроме, а затем он был перевезён на Гатчинский аэродром, где комиссия Всероссийского аэроклуба официально зарегистрировала первый полёт по прямой, на расстояние около 200 м.
Позднее выяснилось, что за день до этого совершил подобный полёт А.С.Кудашев в Киеве.
Сколько-нибудь длительных полётов на этом самолёте выполнено не было из-за неудовлетворительной работы двигателя: он быстро перегревался и вынуждал идти на посадку. Не оправдал себя и S-образный профиль крыла, от которого Гаккель вскоре отказался.
Однако в конце 1910 года Я.М.Гаккель, не сойдясь взглядах со своими компаньонами, вышел из товарищества. Весной 1911 года Я.М.Гаккель организовал мастерскую в Новой Деревне вблизи Комендантского аэродрома, где и строил в 1911-1912 годах свои самолеты на личные средства. В этом деле ему помогали его брат Борис Модестович и студент, позднее инженер-электрик, В.Ф.Булгаков, получивший пилотский диплом во Франции.
К сожалению, деятельность Я.М.Гаккеля в авиации продолжалась недолго. Несмотря на достигнутые им вполне определённые результаты, уже в 1912 году изобретатель был практически разорён. Не получая заказов на свои самолеты и истратив все средства, Яков Михайлович вынужден был оставить работы в авиации и искать другую область применения своего незаурядного таланта.
Он занялся тепловозами и электровозами и в этом деле достиг больших успехов, явившись пионером в новом тогда для нашей страны направлении развития техники. Уже 5 августа 1924 года на пути Балтийского судостроительного завода выходит построенный по его проекту тепловоз «Щ». Будучи позднее профессором Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, Я.М.Гаккель стал автором многих научных работ и изобретений, был награждён орденом Трудового Красного Знамени и удостоен звания Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

Источник >>>

24 мая 1910 года - Состоялся первый официально зарегистрированный полёт аэроплана русской конструкции — «Гаккель-III»

24 мая 1910 года - Состоялся первый официально зарегистрированный полёт аэроплана русской конструкции — «Гаккель-III»

24 мая 1910 года - Состоялся первый официально зарегистрированный полёт аэроплана русской конструкции — «Гаккель-III»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *