Важным шагом в истории развития пассажирской авиации Азербайджана является создание акционерного общества «Закавказская Гражданская Авиация» или сокращённо «Закавиа». Авиаперевозчик был зарегистрирован 10 мая 1923 года, его учредителями стали компании «Азнефть», «Муганское Мелиорационное Строительство» и «Каспийское Морское Пароходство».
В соответствии с п. 1 Устава АО «Закавиа», данное юридическое лицо было создано для становления воздушного флота Азербайджана. Для достижения этой цели авиаперевозчик занялся организацией воздушных линий и перевозкой по ним грузов, почты и пассажиров. В дальнейшем он также планировал осуществлять аэрофотосъёмки и использовать воздушный флот для удовлетворения нужд иных отраслей экономики.
Первый полёт самолёта «Юнкерс F.13», принадлежавшего АО «Закавиа», состоялся уже в 1923 году, но стабильное почтово-пассажирское сообщение между городами Тбилиси и Баку было налажено только 8 января 1924 года. По вторникам «Юнкерсы» летали из Тифлиса в Баку, а по средам они возвращались из Баку в Тифлис. В апреле того же года была открыта новая авиалиния, которая соединила города Батуми, Тифлис и Баку.
Самолёты «Юнкерс F.13» были рассчитаны на пилота, бортмеханика и четырёх пассажиров, либо на 0,35 тн груза. Они успешно возили почту и пассажиров вплоть до августа 1924 года, когда командующий Краснознамённой Кавказской армией реквизировал их у авиаперевозчика и передал 47-му авиаотряду. Однако, через полгода, в марте 1925 года, авиалайнеры были снова возвращены «Закавиа».
После возврата самолётов руководство авиакомпании построило в Кишлах аэродром и открыло гражданскую «Воздушную станцию», которая занималась почтовыми и грузопассажирскими перевозками. На базе акционерного общества функционировал первый в Азербайджане авиаотряд под руководством А.Р. Романова.
Источник >>>