17 февраля 1852 года — Для широкой публики открылся Новый Эрмитаж

17 февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа, первого в России публичного художественного музея. Это знаменательное событие стало важным шагом в развитии культуры и искусства в стране, а также ознаменовало начало эры открытых для общественности музеев в России.

Предшествующие события и идеи

Коллекции Эрмитажа начали формироваться в середине 1760-х годов, когда Екатерина II, стремясь создать крупнейшую коллекцию искусства в России, приобрела 225 картин, в основном голландской и фламандской школ. Эти произведения искусства стали основой будущего Эрмитажа. Однако до середины XIX века коллекции Эрмитажа были доступны лишь узкому кругу лиц, в том числе членам императорской семьи и избранным дворянам.

Подход Николая I был вдохновлён европейским опытом, где уже начали создаваться публичные музеи, доступные для широкой аудитории. Этот император был сторонником идеи создания музея, который мог бы служить образовательной целью для всех слоёв населения.

Архитектурный проект

Для нового музея было выбрано здание, которое примыкало к старым зданиям Большого и Малого Эрмитажа. Проект был разработан Лео фон Кленце, известным баварским архитектором, чьи работы в области музейного строительства в XIX веке стали эталонами. Здание нового Эрмитажа строилось с 1840 по 1851 год, и его открытие в 1852 году стало кульминацией этих усилий.

Новый Эрмитаж стал первым в России профессионально спроектированным музеем с чётко разделёнными экспозиционными пространствами для различных коллекций. Для этого использовались передовые на тот момент принципы музейного проектирования, основанные на научной систематизации коллекций и разделении их по национальным и тематическим признакам.

Разделение экспозиции

Здание было спроектировано таким образом, чтобы экспозиции можно было организовать по науке: для каждой коллекции — отдельный зал. На первом этаже были размещены античные коллекции, древняя и новая скульптура, экспозиции рисунков и гравюр, а также библиотека. Архитектурное оформление этих залов было выполнено в стиле античной архитектуры: с колоннадами из гранита и мрамора, орнаментальными росписями и прочими элементами, отражающими античный дух.

На втором этаже находились экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства. Каждая школа живописи, будь то итальянская, французская, голландская или испанская, имела свои залы, что позволяло посетителям легче ориентироваться в произведениях разных стран и эпох.

Организация работы музея

В 1851 году была разработана «Инструкция по управлению музеем», которая установила регламенты для функционирования Эрмитажа: определяла штатное расписание, правила экспонирования и порядок допуска посетителей. Это позволило организовать работу музея на научной и административной основе, превратив его в культурный и образовательный центр.

В 1863 году были утверждены новые штаты, и был назначен первый директор Эрмитажа — С. Л. Гедеонов. Одним из его значительных решений стало отмена входных билетов в 1866 году, что сделало музей доступным для широких слоёв населения. До этого времени посетители должны были платить за вход, и только ограниченное число людей могло себе это позволить.

Рост популярности

После отмены входных билетов, посещаемость Эрмитажа значительно возросла, и к 1880-м годам музей стал очень популярным среди россиян. Количество посетителей достигло 50 тысяч человек в год, что для того времени было значительным показателем. Эрмитаж стал одним из главных культурных центров России, предоставляя доступ к произведениям искусства, которые до этого времени были недоступны для широкого круга людей.

Наследие Нового Эрмитажа

С момента своего открытия Новый Эрмитаж стал не только важнейшим художественным музеем России, но и символом демократизации доступа к искусству. Он сыграл ключевую роль в становлении культурной жизни Петербурга и страны в целом. Архитектура и структура музея стали образцом для других российских музеев, а его коллекции продолжали пополняться и совершенствоваться в следующие десятилетия.

Новый Эрмитаж стал не только местом для хранения произведений искусства, но и важным образовательным центром, который с тех пор продолжает играть центральную роль в российской и мировой культуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER