11 февраля 1838 года — Начали ходить поезда на конной тяге по железной дороге от Санкт-Петербурга до Царского Села

отadmin

Фев 11, 2022

Фотомонтаж от «Русского исполина»

Первая русская железная дорога начала ежедневную работу. Это были поезда на конной тяге.

Только по воскресеньям ходили так называемые — «пароходы», воспетые Николаем Кукольником и Фёдором Глинкой: «Дым столбом кипит, дымится пароход!».

Правда, полный переход на паровую тягу произошел уже через год. Ежедневно из Петербурга отправлялось от пятисот до тысячи пассажиров. В основном – на увеселительные прогулки. Дорога была однопутной с разъездом посередине. Поезда с конечных станций отправлялись одновременно, и, пройдя половину пути, расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут.

Извозчики преодолевали это расстояние за два с половиной — три часа и брали, как минимум, 15 рублей. Из Петербурга в Царское Село ходили дилижансы, одно место в них стоило 7 рублей ассигнациями. Стоимость же проезда по железной дороге в вагоне первого класса составила два с половиной рубля. Пассажирам выдавался билет — медная бляха, которая по приезде в Царское Село отбиралась.

Во время одной из первых поездок машинист, желая продемонстрировать возможности нового транспорта, развил неслыханные в то время 48 верст в час, на отдельных участках разгоняясь до 60-ти верст. Газеты   писали: «Шестьдесят верст в час, страшно подумать. Какая же сила несет все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий!».

Так как первое время паровозные свистки наводили ужас на неподготовленную публику, то начальство приказало поставить впереди дымовой трубы паровоза особо для этого выписанные из-за границы органы, исполнявшие разные музыкальные пьесы с аккомпанементом сильных труб и барабанов. Ручку органа во время хода поезда, вертел особый агент службы движения.  

Преимущества железной дороги особенно сильно стали ощущаться в летнее время. Опять сошлемся на газеты того времени: «Ныне в Петербурге никто не боится железной дороги и все убедились, что дикий зверь, которого пронзительный свист сначала пугал самых отважных амазонок, послушнее самой выезженной дамской верховой лошади. Собираясь на железную дорогу, надевайте бесстрашно лучшие платья: потому что прокатитесь как по паркету и просидите полчаса в карете, как на лучшем диване». Впрочем, так думали не все. Известно, что бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна  Арсеньева первое время запрещала внуку пользоваться дорогой.    

До 1851-го года Царскосельская железная дорога была единственной в России, пока не была построена Николаевская дорога, соединившая Петербург с Москвой.

Источник: https://govoritmoskva.ru/news/68400/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER