Автор: Редакция Warspot

Летом 1937 года руководство СССР приняло важные решения в области морской политики. 17 июля было подписано англо-советское морское соглашение о качественных ограничениях для кораблей основных классов, а 13 августа вышло правительственное постановление о переработке «Программы крупного морского судостроения», принятой в 1936 году. По новому плану линкоров становилось меньше, эсминцев — больше, а в состав флотов включались тяжёлые крейсеры и авианосцы. «План строительства боевых кораблей Морских Сил РККА» не получил официального утверждения, однако 1 ноября Наркомату оборонной промышленности были выданы «Тактико-технические требования к тяжёлому крейсеру проекта 69». Основными задачами корабля должны были стать борьба с крейсерами противника для обеспечения действий своих лёгких сил, поддержка активных действий лёгких сил в удалённых районах, самостоятельные действия на коммуникациях противника.

​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru

Первоначальными требованиями главный калибр артиллерии определялся как 254 мм, водоизмещение — от 20 000 до 23 000 т, скорость хода — не менее 34 узлов, дальность плавания экономическим ходом — 8000 миль. Первоначально крейсер планировалось вооружить девятью 254-мм орудиями в трёхорудийных башнях и восемью 130-мм орудиями в двухорудийных башнях. ПВО крейсера составляли восемь 100-мм орудий и шестнадцать 37-мм автоматов. Кроме этого, корабль должен был нести два трёхтрубных торпедных аппарата.

На основе информации о завершении строительства линкоров типа Scharnhorst были внесены изменения в перечень задач для тяжёлого крейсера проекта 69: добавилось противодействие новым германским кораблям. В связи с этим ЦКБ-17 начало разработку проекта с 305-мм артиллерией главного калибра, бронепоясом в 230 мм, водоизмещением 32 500 т и скоростью 32 узла. Ещё в самом начале проектирования корабля Военный совет ВМФ согласился с предложением Наркомата оборонной промышленности исключить из вооружения крейсера торпедное вооружение. 10 июля 1938 года были утверждены уточнённые «Основные ТТЗ на проектирование тяжёлого крейсера РККФ». Эскизный проект тяжёлого крейсера был утверждён правительством в июле 1939 года, а технический — в апреле 1940 года.1/6

​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru
​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru
​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru
​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru
​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru
​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru

https://a5dfb02d95fabf0470de93f8fba6b0d4.safeframe.googlesyndication.com/safeframe/1-0-38/html/container.htmlAds by optAd360

В соответствии с последней из составленных перед войной программ развития военно-морского флота (пятилетним планом судостроения на 1938–1942 годы) предполагалось заложить четыре тяжёлых крейсера проекта 69. 30 ноября 1939 года на ленинградском заводе № 194 имени Андре Марти (ныне «Адмиралтейские верфи») состоялась церемония закладки головного крейсера, получившего название «Кронштадт». А ещё раньше, 5 ноября, на заводе № 200 имени 61 Коммунара (ныне «Николаевский судостроительный завод») был заложен второй по счёту корабль серии — «Севастополь». Сроком сдачи их ВМФ должен был стать 1943 год.

1 августа 1940 года нарком ВМФ СССР утвердил ТТЗ на разработку проекта перевооружения тяжёлых крейсеров «Кронштадт» и «Севастополь» немецкими 380-мм башенными орудиями. Это было связано с тем, что 11 февраля 1940 года было заключено торговое соглашение с Германией на поставку в СССР шести двухорудийных 380-мм башен в комплекте с ПУС фирмы «Сименс», а также с крайне низкой скоростью разработки отечественных башен МК-15. Обновлённый проект получил номер 69И.

​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru

9 октября 1940 года нарком ВМФ СССР Кузнецов направил на имя председателя КО при СНК СССР Ворошилова письмо, в котором просил:

«Чтобы не оказаться в весьма затруднительном положении при отказе немцев от поставки башен ГК, НКСП и НКВМФ считают необходимым параллельно с разработкой проектов под немецкие башни не останавливать разработку рабочих чертежей для тяжёлых крейсеров по старому варианту».

Договоры на поставку артиллерии и ПУС были подписаны с фирмами-поставщиками Krupp и Siemens только 30 ноября и 23 декабря 1940 года соответственно. Германия так и не предоставила комплекты рабочей документации на поставляемое вооружение, в связи с чем строительство кораблей велось медленно и абсолютно не велось в районах расположения башен ГК.

По состоянию на 21 июня 1941 года корпус «Кронштадта» был доведён до уровня нижней палубы, установлены фундаменты главных механизмов, испытаны на водонепроницаемость отсеки двойного дна и ПМЗ, начата сборка переборок между нижней и средней палубой. Установлен и заклёпан набор двойного дна. Закончены четыре продольных переборки ПМЗ. Закончена обработка броневых плит нижней палубы.

КорабльТехническая готовность, %Установлено стали на стапеле, тОбработано металла, т
«Кронштадт»11,456807130
«Севастополь»12,644906430

Постановлением Государственного комитета обороны от 10 июля 1941 года все работы по строительству тяжёлых крейсеров проекта 69 были приостановлены, а корпуса законсервированы. 16 августа 1941 года Николаев оккупировали немецкие войска. Корпус «Севастополя» был частично разобран и вывезен в Германию. В период блокады Ленинграда с «Кронштадта» было снято большое количество броневой стали для постройки различных оборонительных сооружений. После войны, в 1947 году, остатки корпусов обоих крейсеров были разобраны на металл.

Техническое описание тяжёлого крейсера проекта 69

Корпус

Крейсер должен был получить гладкопалубный корпус, слегка разваленные борта и були в средней части. Теоретическая шпация составляла 500 мм, практическая — 750 мм. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков.

​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru

Бронирование

Главный броневой пояс был выполнен из 230-мм цементированных броневых плит, установленных с наклоном в 5 градусов наружу. Верхней кромкой бортовые плиты крепились к средней броневой палубе, нижней — устанавливались на специальный шельф. Противоосколочный пояс в носовой части выполнялся броневыми плитами гомогенной брони толщиной 20 мм. Верхняя палуба бронировалась плитами гомогенной брони толщиной 14 мм. Среднюю палубу, она же главная броневая палуба в районе цитадели, защищали плиты гомогенной брони толщиной 90 мм, а нижнюю палубу — 30-мм плиты. Носовой и кормовой траверз выполнен цементированными плитами толщиной, соответственно, 330 мм и 275 мм.

Для защиты подбашенных отделений артиллерии ГК от осколков устанавливались противоосколочные траверзные переборки из гомогенной брони толщиной 30 мм. Барбеты башен ГК прикрывали 330-мм плиты цементированной брони выше средней палубы. Между средней и нижней палубой барбеты прикрывала 30-мм гомогенная броня. Барбеты башен артиллерии ПМК МК-17 состояли из броневых плит гомогенной брони толщиной 75 мм со стороны борта и 50 мм со стороны диаметральной плоскости. Барбеты башен ЗК ДБ состояли из броневых плит гомогенной брони толщиной 40 мм.

​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru

Башни ГК МК-15 защищены следующим образом: лобовая и задняя стенки — 305 мм цементированной брони, боковые стенки и крыша — 125 мм гомогенной брони. Башни ПМК: лобовая плита толщиной 100 мм, бок — 50 мм, задняя стенка — 110 мм, крыша башен — 50 мм. Башни ЗК ДБ: лобовая броня, боковые стенки и крыша — 50 мм, задняя стенка — 70 мм.

Боевая рубка имела лобовую стенку из цементированной брони толщиной 330 мм, боковые и заднюю стенку — 250 и 275 мм соответственно. Крышу боевой рубки закрывали плиты толщиной 125 мм.

Противоминная защита

Глубина противоминной защиты крейсера составляла от 4 м в районе носового и кормового погребов и до 6 м на миделе. Бортовая ПМЗ состояла из четырёх броневых продольных стальных переборок толщиной 20, 20, 16 и 16 мм.

​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru

Вооружение

Главный калибр крейсера составляли три трёхорудийные башни МК-15 с орудиями Б-50 калибра 305-мм. Орудия имели углы возвышения от –3° до +45°. Скорость вертикального наведения — 5,1 гр/сек. Скорострельность — от 3,2 до 2,36 в/мин в зависимости от угла возвышения. Максимальная дальность стрельбы ББ снарядом — 52 км, ОФ снарядом — 47 км. Скорость ББ снаряда на срезе ствола — 900 м/с, ОФ снаряда — 920 м/с.

Противоминный калибр представлял собой четыре двухорудийные башни МК-17 (башня МК-4 с облегчённым по сравнению с проектом 23 бронированием) с орудиями Б-38 калибра 152 мм. Зенитный калибр дальнего боя — это четыре двухорудийные башни МЗ-16, слегка изменённая башня МЗ-14 с облегчённым по сравнению с проектом 23 бронированием и орудиями Б-34 калибра 100 мм. Малокалиберная зенитная артиллерия представлена семью счетверёнными зенитными автоматами 46-К калибра 37 мм.

Авиационное вооружение включало катапульту и два гидросамолёта КОР-2 с хранением на палубе.

​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru

Системы управления огнём

​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru

ПУС ГК крейсера, размещавшийся в двух центральных артиллерийских постах, обеспечивался двумя КДП-2-8 (Б-41) и тремя 12-метровыми башенными дальномерами. ПМК и ЗК ДБ — двумя КДП-2-4 (Б-42) и тремя СПН-300 соответственно.

ГЭУ корабля была унифицирована с агрегатами линкоров типа «Советский Союз» и включала в себя три ГТЗА по 70 000 л.с. каждый.

​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru

«Кронштадт» в World of Warships

В игре «Кронштадт» расположился на 9 уровне в ветке советских крейсеров. Корабль по своим характеристикам во многом похож на линкор: мощные орудия ГК с отличным бронепробитием и комфортной баллистикой вкупе с хорошим бронированием. От линкора же ему «достался» максимальный разброс снарядов и посредственная манёвренность.

​ - Проектные корабли: крейсер «Кронштадт» | Warspot.ru

Основной задачей «Кронштадта» является уничтожение вражеских крейсеров. Также за счёт привычного для советских высокоуровневых крейсеров снаряжения РЛС с дальностью 11,7 км он может помочь команде разобраться с эсминцами противника. А вот против линкоров стоит выбирать наиболее удобный момент для залпа, так как у крейсера невысокая скорострельность. Недостатком корабля являются слабая ПВО, которая частично компенсируется наличием снаряжения «Заградительный огонь», и отсутствие ГАП. Крейсер наиболее комфортно чувствует себя в боях на дальних дистанциях. https://warspot.ru/20542-proektnye-korabli-kreyser-kronshtadt

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *