С 1868 года Константин Циолковский жил вместе с родителями в Вятке (ныне Киров), где посещал гимназию. В детстве он переболел скарлатиной, что привело к полной потере слуха. Эта физическая неспособность помешала ему продолжить учебу в гимназии, и с 14 лет Циолковский начал самостоятельные занятия.
С 1873 по 1876 год он проживал в Москве и занимался в библиотеке Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека), где изучал химию и физико-математические науки. Вернувшись в Вятку в 1876 году, он начал предоставлять частные уроки.
Осенью 1879 года Циолковский сдал экзамены экстерном в Рязанской гимназии, получив звание учителя уездных училищ. В 1880 году он стал преподавателем арифметики и геометрии в Боровском уездном училище Калужской губернии, где работал 12 лет. В 1892 году его перевели в Калугу, где он преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище.
Циолковский сочетал преподавание с научной работой. В 1880-1881 годах он написал свою первую научную работу «Теория газов» и затем «Механика животного организма», которая получила положительные отзывы ученых. В 1883 году он сформулировал принцип работы реактивного двигателя.
С 1884 года Циолковский занимался проблемами создания дирижаблей и «обтекаемого» аэроплана, а с 1886 года он начал разрабатывать теорию ракет для межпланетных полетов. В 1892 году вышла его работа «Аэростат металлический управляемый» о дирижабле, а в 1897 году он сконструировал первую в России аэродинамическую трубу.
Циолковский также разработал методику эксперимента в аэродинамической трубе и в 1900 году провел серию экспериментов, определяя коэффициент сопротивления различных тел. В 1903 году он опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», обосновав реальную возможность применения реактивных приборов для межпланетных сообщений.
После 1917 года Циолковский получил поддержку государства. В 1921 году он покинул педагогическую работу и занялся созданием теории полета реактивных самолетов. В 1926-1929 годах он разработал теорию многоступенчатого ракетостроения и решал задачи, связанные с движением ракет в разнородном поле тяготения и посадкой на планеты без атмосферы. Он также рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты и выдвинул идеи о создании искусственных спутников Земли и орбитальных станций.
В 1927 году Циолковский опубликовал теорию и схему воздушного подушечного поезда. В 1932 году он разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы самолетов с гиперзвуковыми скоростями.
Циолковский также является основоположником теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые представили возможность достижения космических скоростей, осуществимость межпланетных полетов и освоение космического пространства человеком. Он также рассматривал медико-биологические аспекты длительных космических полетов.
Константин Циолковский был избран членом Социалистической академии общественных наук в 1918 году (позже — Коммунистическая академия с 1924 года). В 1932 году он прекратил педагогическую деятельность.
Ученый ушел из жизни 19 сентября 1935 года и был похоронен в Калуге. В его честь созданы памятники в различных городах России, а также мемориалы.