12 июня 1943 года 721-й день войны
Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО. Вечером линию фронта на реке Северский Донец пересекли 50 немецких бомбардировщиков из II-й группы 3-й бомбардировочной эскадры «Блиц» и I-й группы 100-й эскадры «Викинг». Самолёты прошли над Доном и направились дальше на северо-восток. Данные об этом поступили в штаб дивизионного района ПВО. Выйдя к Волге, бомбардировщики повернули на север – к Саратову. Одновременно с северо-запада к городу подходили «Юнкерсы» из 51-й бомбардировочной эскадры. В 23 часа 50 минут в Саратове завыли гудки воздушной тревоги. Немецкие самолёты направились на бомбардировку нефтеперерабатывающего завода имени Кирова и Увекской нефтебазы…
Битва за Кавказ
Черноморский флот. В ночь на 12 июня корабли флота доставили на плацдарм Мысхако для десантных частей 18-й армии 73 человека пополнения, 22 тонны боеприпасов, 36 тонн продовольствия, 26 тонн различных грузов и эвакуировали 25 раненых.
Италия. Капитулировал итальянский гарнизон на острове Лампедуза.
Из оперативных сводок штаба флота
На севере. Авиация СФ у о. Лилле Эккерей потопила 1 тр (ок. 1500 брт) и 2 ска противника, прикрывала главную базу флота, аэродромы и суда в море. Неприятель бомбил аэродром Пумманки, повредив на земле 3 самолёта, произвёл налёт на отряд из 4 наших ска, повредив 2 из них и потеряв 3 своих самолёта. Обе стороны вели воздушную разведку. В воздушных боях сбито ещё 3 самолёта неприятеля. При столкновении получили повреждения эм «Грозный» и буксир «Либава». Межбазовые переходы выполняли 1 тр в охранении 1 тщ.
На западе. Огонь по врагу под Ленинградом вели 8 береговых и 8 ж.-д. батарей. Враг обстреливал Шлиссельбург. Авиация БФ бомбила ж.-д. мост и огневые точки противника у Нарвы, прикрывала аэродром Борки, КМОР, корабли и суда на переходах. Неприятель бомбил Лисий Нос, Ораниенбаум, м. Серая Лошадь, Пулково, о. Лавенсари, аэродром Борки и бухту Графскую, где повредил 3 ктщ. Обе стороны потеряли по 1 самолёту.
На юге. Авиация ЧФ бомбила аэродром в Анапе, где уничтожила 18 машин и склад горючего, у Евпатории потопила тр «Биргит» (1971 брт) из конвоя в составе 1 тр, 1 тн, 2 тщ и 2 ска, прикрывала базы и корабли в море. Сбит 1 наш самолёт и 1 не вернулся из разведполёта. Пл Щ-209 (капитан 3 ранга Иванов В.И.) у Тарханкута 2-торпедным залпом потопила 1 из двух бдб. 3 тка обстреливали Анапу, 2 бка и 1 ска — Мариуполь и Приморский, а 3 бка — Таганрог и Русскую Слободку. Корабли ЧФ доставили на Мысхако 73 человека, 86 т грузов и вывезли 25 человек. Межбазовые переходы 18 кораблей и судов обеспечивали 2 бтщ и 11 катеров.
Сводка Совинформбюро за 12 июня 1943 года
Дневное сообщение 12 июня 1943 года
В течение ночи на 12 июня на фронте ничего существенного не произошло.
На Западном фронте артиллеристы подразделения, где командиром младший лейтенант Афанасьев, рассеяли и частью уничтожили до роты пехоты противника. Снайперы Н-ской части за сутки уничтожили 80 немецких солдат и офицеров. Снайперы тт. Клевцов, Петров и Теникашвили истребили по два гитлеровца каждый.
Южнее Изюма наши разведчики обнаружили колонну немецкой пехоты, накапливавшейся в одной балке. Артиллеристы Н-ской части открыли огонь и рассеяли гитлеровцев.
Советские лётчики в воздушных боях сбили 3 самолёта противника.
В районе Белгорода разведывательный отряд Н-ской части, действуя под прикрытием артиллерийского огня, выбил немцев из небольшого населённого пункта. Разрушено 2 вражеских дзота и уничтожено до 40 солдат противника.
Двадцать снайперов под командованием Героя Советского Союза гвардии старшины Николая Ильина за четыре дня убили 123 гитлеровца.
На Волховском фронте наши подразделения истребили более 100 немецких солдат и офицеров. Огнём артиллерии разрушено 13 вражеских дзотов и 9 блиндажей, взорвано два склада с боеприпасами, уничтожено 8 автомашин и несколько повозок с грузами. Группа разведчиков Н-ской части ночью подожгла оборонительные сооружения противника и захватила в плен несколько гитлеровцев.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Западной Украины, за последние дни подорвал на минах 5 немецких автомашин с военным грузом, разгромил заправочный пункт и сжёг 15 тонн горючего. Партизаны захватили несколько складов противника с зерном и роздали населению 16.700 центнеров хлеба. Группа партизан другого отряда 31 мая проникла на территорию крупной нефтебазы в городе Новоград-Волынский. Уничтожив охрану, партизаны сожгли 26 тонн бензина, 5 тонн нефти и 3 тонны смазочных материалов.
Перешедший на сторону Красной Армии солдат 93 немецкой дивизии Франц Г. рассказал:
«В гор. Косьцежине немецкие оккупанты расстреляли многих польских учителей, ксендзов и служащих. Сотни семейств насильно увезены в Германию на принудительные работы, а их имущество разграблено. Бургомистром гор. Косьцежина был немец Фрик. Этот человеконенавистник издевался над населением, грабил и убивал поляков. В 1939 году в Косьцежине было около 9 тысяч поляков. Теперь их осталось не больше двух-трёх тысяч. Остальные расстреляны, гниют в концлагерях, либо угнаны на непосильные работы».
Бельгийские патриоты разгромили немецкий отряд полевой жандармерии. В Брюсселе вольные стрелки казнили 4 предателей. На участке железной дороги Тирлемон-Лувен железнодорожники пустили под откос немецкий эшелон с войсками. Район крушения эшелона в течение дня был оцеплен гитлеровцами. В Боорт-Меербеке бельгийцы сожгли склад фуража немецких оккупантов. Огнём уничтожено большое количество овса и сена.
Вечернее сообщение 12 июня 1943 года
В течение 12 июня на фронте существенных изменений не произошло.
11 июня частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 5 немецких танков, до 60 автомашин с войсками и грузами, 6 автоцистерн, взорвано и сожжено несколько складов боеприпасов и горючего, разбито 3 железнодорожных эшелона, подавлен огонь 13 артиллерийских и миномётных батарей, потоплена одна и повреждено три самоходные баржи противника.
На Западном фронте наши части уничтожили до 200 немецких солдат и офицеров, разбили 10 пулемётов, разрушили 7 блиндажей и 2 дзота противника. На одном участке разведчики Н-ской части проникли в расположение вражеской обороны и в рукопашной схватке уничтожили 40 гитлеровцев. Захватив пленных, наши бойцы вернулись в свою часть.
Наши лётчики в воздушных боях сбили 9 немецких самолётов.
Западнее Ростова-на-Дону на одном участке противник силами двух батальонов пехоты предпринял одну за другой несколько атак. Советские бойцы метким огнём и контрударами отбросили немцев на исходные позиции. На поле боя осталось много вражеских трупов. Огнём артиллерии сожжено 2 немецких танка. На другом участке наши разведчики взорвали 2 дзота и 2 склада противника с боеприпасами.
В районе Лисичанска немцы пытались боем разведать передний край нашей обороны. Бойцы Н-ской части открыли пулемётный огонь и вынудили противника отступить на исходные позиции. Огнём наших подразделений уничтожено несколько десятков немецких солдат. На другом участке противник под прикрытием дымовой завесы пытался переправиться через реку Северный Донец. Встреченные ружейно-пулемётным огнём, гитлеровцы в большей своей части убиты или утоплены в реке.
На Ленинградском фронте наши подразделения истребили до 150 солдат и офицеров противника. Из этого числа 80 гитлеровцев уничтожены снайперами. Артиллерийским и миномётным огнём разрушено и повреждено 15 дзотов, 11 землянок, уничтожено 5 пулемётов, 2 миномёта и 11 автомашин противника.
Партизаны действующего в Ровенской области отряда им. Котовского заминировали железнодорожное полотно. На расставленных партизанами минах взорвался немецкий воинский эшелон. При крушении разбито 3 классных вагона с солдатами противника и 3 платформы с легковыми автомашинами. Другая группа партизан пустила под откос вражеский поезд. Уничтожено 5 платформ с автомашинами и 12 вагонов с разным военным имуществом.
Ниже публикуются выдержки из дневника обер-ефрейтора 15 роты 6 немецкой авиапехотной дивизии Детеринта, убитого 25 мая на советско-немецком фронте:
«12 февраля 1943 года. Конец 6 армии под Сталинградом. Пали Великие Луки. Немецкие войска ведут ожесточённые оборонительные бои на Дону, на Кавказе и на остальных участках Южного фронта. Высадка американских войск в Северной Африке.
19 апреля. Война уже стоила нам огромных жертв. Отборные танковые и пехотные дивизии и авиационные части, лучшие лётчики и офицеры погибли. Если мы и в дальнейшем будем нести такие потери, то Германия скоро окажется в таком же положении, в каком она очутилась в 1918 году. Количество симулянтов и трусов возрастает. Энтузиазм, порождённый прежними успехами, постепенно переходит в апатию.
10 мая. Где же оперативные и тактические перспективы на весну и слишком короткое лето? Третью зиму в России надо во что бы то ни стало избежать. У нас всё на краю пропасти».
Французский народ усиливает борьбу против немецких оккупантов. Недавно около Парижа железнодорожники пустили под откос немецкий воинский эшелон. Под обломками вагонов погибло 30 гитлеровцев и тяжело ранено свыше 100 немецких солдат. В Сен-Клоде вольные стрелки подожгли караульное помещение гитлеровцев. На железнодорожном участке Амьен — Абвиль патриоты за последнее время вывели из строя 33 паровоза. В Париже молодая француженка бросила бомбу в гостиницу, населённую немецкими оккупантами. Убито и ранено несколько немецких офицеров и чиновников.
12 июня 1943. Начался легендарный Карпатский рейд Ковпака по немецким тылам
12 июня в 18.00 Сумское партизанское соединение Путивльского партизанского отряда и групп белорусских партизан (1500 партизан) под командованием Сидора Артемьевича Ковпака начало знаменитый Карпатский рейд по немецким тылам. Партизаны выступили от села Милошевичи на нынешней украинско-белорусской границе.
В мемуарах «От Путивля до Карпат» Ковпак пояснит секрет успеха рейда:
«…Выйдя из лесов и болот южного Полесья в поля Западной Украины, мы должны были пройти три области — Ровенскую, Тарнопольскую и Станиславскую, форсировать несколько больших рек, пересечь до десятка железных дорог. Может ли партизанская колонна, растягивающаяся по дороге на 8-10 км, совершить такой марш скрытно, не обнаружив себя?
За время маневренных действий у нас постепенно выработались свои железные законы партизанского марша. Выступать в поход с наступлением темноты, а при дневном свете отдыхать в лесу или в глухих селах. Знать всё, что делается далеко впереди и по сторонам. Не идти долго в одном направлении, прямым дорогам предпочитать окольные, не бояться сделать крюк или петлю. Проходя мимо крупных гарнизонов врага, прикрываться от них заслонами. Небольшие гарнизоны, заставы, засады уничтожать без остатка. Ни под каким видом не нарушать в движении строй, никому не выходить из рядов.
Всегда быть готовыми к тому, чтобы через две минуты после появления врага походная колонна могла занять круговую оборону и открыть огонь на поражение из всех видов оружия. Одни пушки выезжают на позиции, а другие тем временем бьют прямо с дороги. Главные силы идут глухими просёлками, тропами, дорогами, которые известны только местным жителям, а диверсионные группы выходят на большаки и железнодорожные линии, закрывают их для противника — рвут мосты, рельсы, провода, пускают под откос эшелоны. Там, где идёт ночью партизанская колонна, — тишина, а далеко вокруг всё гремит и пылает…».
За время рейда партизаны с боями прошли около 2000 км, уничтожили и ранили более 3800 гитлеровцев, взорвали 19 эшелонов, 52 моста, 51 склад, вывели из строя электростанции и нефтепромыслы вблизи Биткова и Яблонова, уничтожили до 17 вражеских гарнизонов, надолго вывели из строя ж/д узел Тернополь. Рейд стал одной из выдающихся операций партизан в годы войны. Во дни Курской битвы, он имел особое морально-политическое значение. Сея сумятицу в тылу врага, соединение оттягивало на себя значительные силы врага, разрушало ж/д пути, задерживало переброску фашистских войск на фронт.
12 июня 1943 года — И. В. Сталин подписал постановление ГКО №3564сс «О подготовке производства 203-мм мортир М-4»
Оно стало новым этапом в истории мортиры, разработанной КБ завода №172 (Мотовилиха, Пермь) еще в 1942 году. Концепция М-4 была появилась в рамках программы по созданию корпусной артиллерии большой мощности. Еще в 1930-е годы появилась идея сконструировать корпусную гаубицу калибра 203 мм, которая должна была быть не такой тяжелой, как гаубица большой мощности Б-4. Проблема заключалась в том, что ни одно из представленных на конкурс орудий не удовлетворяло требованиям Главного артиллерийского управления.
В результате появился проект 203-мм мортиры (гаубицы), которая создавалась с использованием лафета 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. Ведущим инженером орудия стал А. М. Ширяев, создатель 203-мм корпусной гаубицы М-40. В условиях войны идея КБ завода №172 создать максимально унифицированную с МЛ-20 артиллерийскую систему выглядела разумной.
Изначально речь шла о выпуске 12 мортир М-4. В постановлении ГКО №3564сс число изготавливаемых орудий сократили до 4, срок их изготовления был установлен 1 сентября 1943 года. Увы, в дальнейшем интерес к М-4 оказался утерян. В значительной степени это было связано с тем, что 203-мм гаубицы Б-4 часто привлекали для ведения огня прямой наводкой. Эффективность действия М-4 против толстостенных укреплений была ниже, чем у Б-4. По этой причине необходимость в подобных артиллерийских системах отпала.
12 июня 1943. Военная контрразведка не верит Оппенгеймеру
12 июня Роберт Оппенгеймер — научный руководитель Манхэттонского проекта под вымышленным предлогом ускользнул из Лос-Аламоса, чтобы по просьбе своей бывшей невесты навестить ее в Сан-Франциско. С тяжелым сердцем Роберт поведал Джейн, что в течение нескольких месяцев, а может быть и лет, они вообще не смогут видеть друг друга, ибо ему надолго придется уехать из Беркли. Он добавил, что не может ничего сказать Джейн ни о характере, ни о месте своей работы, куда ему нельзя писать даже до востребования. Через несколько месяцев после этого разговора Джейн Тетлок покончила с собой.
Оппенгеймер не знал, что военная контрразведка с самого начала знала о его поездке в Сан-Франциско и держала под наблюдением каждый его шаг. Тайные агенты сопровождали ученого еще в самолете. Все было запротоколировано, сфотографировано и с фотокопиями перехваченных писем, записями разговоров приобщено к личному делу Оппенгеймера как компрометирующий материал.
Руководитель службы безопасности проекта полковник Борис Паш — сын митрополита русской православной церкви в США. теперь получил повод действовать. 29 июня он направит в Пентагон доклад с выводом о, что Оппенгеймер должен быть отстранен от научного руководства «Манхэттенского проекта». Паш напишет, что контакты ученого с Джейн Тетлок могут привести к утечке секретной информации о работах в Лос-Аламосе к коммунистам, а через них — ее передаче СССР.