Первый паровоз типа 2-4-0 из числа построенных заводом «Красный путиловец» в четвертом квартале 1926 г. вышел на железнодорожные пути 30 апреля 1927 г. Он получил обозначение по системе 1925 г. М160-01.
Новый паровоз, кроме трехцилиндровой машины, имел много узлов, которые впервые появились на русских паровозах: передний одноклапанный регулятор за перегревателем в особой коробке над дымовой камерой, многоплоскостную параллель, заднюю упругую опору котла, водоподогреватель смешения системы «Красный путиловец».
Общая масса паровоза в рабочем состоянии составляла 99,5 т, сцепная масса —72,5 т, диаметр движущих колес равнялся 1720 мм, диаметр цилиндров — 540 мм, ход поршня — 700 мм, испаряющая поверхность нагрева котла была 259,6 м2, поверхность нагрева пароперегревателя Шмидта — 95,6 м2, площадь колосниковой решетки — 6 м2, давление пара составляло 13 кгс/см2. Передняя тележка, как и у паровозов серии Л (см. § 3.17), была конструкции Борриса. Паровозы серии М строились в 1926 — 1929 гг. заводом «Красный путиловец». В связи с прекращением выпуска паровозов на этом заводе 10 паровозов в 1929 — 1930 гг. были достроены Луганским заводом. Всего было построено 100 паровозов, из них 7 в 1926 г., 29 в 1927 г., 41 в 1928 г., 22 в 1929 г., и 1 в 1930 г.
Последний паровоз этой серии М161-01 в порядке эксперимента был выпущен с тендером, имевшим роликовые подшипники.
Паровозы серии М поступили для работы на Рязано-Уральскую (депо Кашира, Мичуринск, Тамбов, Саратов II), Южную (депо Харьков) и Московско-Курскую (депо Москва-Пассажирская, Курск) железные дороги и стали обслуживать тяжелые пассажирские поезда, работая как на угольном, так и на нефтяном отоплении. На Южной и Московско-Курской дорогах паровозы серии М заменили паровозы серии С, на Рязано-Уральской — серии У. Последние паровозы серии М, выпущенные Луганским заводом, поступили на Южную и Самаро-Златоустовскую железные дороги.
Первоначально конструкционная скорость паровозов серии М была установлена 70 км/ч, а затем по предложению Управления тяги НКПС повышена до 90 км/ч. Это позволило обслуживать такими локомотивами скорые поезда на направлении Москва — Севастополь.