Для ужесточения цензуры в России был создан Особый комитет, по началу возглавлял его морской министр князь Меншиков. С 14 апреля 1848 года на смену временному меншиковскому комитету пришел постоянный секретный Комитет, прозванный «бутурлинским», по имени его председателя — графа Бутурлина.
Неспокойная политическая обстановка в Западной Европе вынуждала в России вводить цензурирование литературы. В середине 19 века была ужесточена цензура. Еще в начале марта 1848 года Николай I распорядился: «Необходимо составить комитет, чтобы рассмотреть, правильно ли действует цензура, и издаваемые журналы соблюдают ли данные каждому программы».
Официальное название этого органа было таким — «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений». Этот комитет явился главным оплотом «цензурного террора» конца 1840-х — начала 1850-х годов. Он просуществовал до конца 1855 года. За все годы существования комитета лишь «Северная пчела», «Библиотека для чтения» и «Москвитянин» получили его одобрение.
«Отечественные записки», «Современник» и другие прогрессивные издания были строжайше предупреждены. По докладам комитета был сослан в Вятку Салтыков-Щедрин, выслан в Спасское-Лутовиново Тургенев.
Цензуре были подвергнуты не только новые статьи, но и уже опубликованные — в том случае, когда их собирались перепечатывать другие издания. В результате закрылись многие издания, в частности, «Литературная газета», а отдел литературной критики пришел в упадок.