Российский военный моряк, который также был контр-адмиралом и изобретателем, разработал и проверил первый самолет на двадцать лет раньше братьев Райт из США. Более того, он был первым человеком в мире, который получил патент на самолет.
_______________________________________________________________________________________________________________
Александр Можайский, чей отец был адмиралом русского флота Федором Тимофеевичем Можайским, родился 21 марта 1825 года в городе Котка, Финляндия. Его крестным отцом был командир городского порта капитан-командор Иван Степанов. Он получил образование в Морском кадетском корпусе, который он успешно окончил 19 января 1841 года. Следующий год после окончания корпуса Александр провел на различных кораблях, плавая в Балтийском и Белом морях, и в 1849 году получил звание лейтенанта.
С 1850 по 1852 годы Александр Федорович служил на Балтийском море. В последующие два года он участвовал в дальнем плавании на фрегате «Диана» из Кронштадта в Японию, где экипаж столкнулся с сильным штормом. После того, как цунами разрушило берега Японии в 1855 году, оставшиеся члены экипажа вернулись на родину на шхуне, построенной по чертежам Можайского. Из этих же чертежей было создано первое килевое судно в Японии.
В 1855 году Александр был назначен на бриг «Антенор», который выполнял крейсерскую службу в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от возможных диверсий со стороны англо-французских кораблей.
В 1858 году Александр Федорович Можайский спроектировал специальные суда для Хивинской экспедиции, которые были использованы для плавания по воде. В ходе экспедиции он создал первое описание бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером на 84-пушечном корабле «Орел».
Александр Можайский, военный моряк, был повышен до звания капитан-лейтенанта 8 сентября 1859 года. Когда клипер «Всадник» был спущен на воду, он стал его командиром и плавал на нем в Балтийском море. В 1860 году он был откомандирован с флота и назначен кандидатом мирового посредника в Грязовецком уезде Вологодской губернии. Можайский переехал в село Котельниково, которое впоследствии было переименовано в его честь.
В 1863 году из-за сокращения численности флота после Крымской войны, Александр Федорович вынужден был покинуть военную службу. Отставка заставила его переехать и жить в поселке Вороновица, расположенном в 20 км от Винницы в Украине, с 1869 по 1876 годы. Однако в 1879 году он был снова призван на активную военную службу в ранге капитана первого ранга и отправлен в Морской кадетский корпус, где преподавал курс морской практики.
Александр Федорович Можайский начал работать над проектом летательного аппарата в начале 1876 года. Он задумал этот проект еще раньше и продолжал усовершенствовать его во время службы в Морском корпусе, получая консультации от русских ученых. После двух лет работы, включая создание рабочих чертежей и проведение нескольких изысканий для уточнения расчетов, Можайский решил запатентовать свое изобретение, чтобы защитить его от тех, кто хотел присвоить его достижение или продать за границу.
4 июня 1880 года капитан первого ранга Александр Федорович Можайский обратился в департамент торговли и мануфактур с просьбой получить патент на свое изобретение, которое он назвал «воздухолетательный снаряд». Патент был выдан ему 3 ноября 1881 года, и это был первый патент на самолет в мире, выданный русскому моряку-изобретателю. Его самолет весил около 950 кг, имел размах крыльев 24 метра и длину фюзеляжа 15 метров, был оснащен двумя паровыми двигателями общей мощностью 30 лошадиных сил и рассчитывался на скорость до 40 км/час. Можайский запатентовал свое изобретение, чтобы защитить себя от злоумышленников, которые могли попытаться украсть его идею или продать ее за границу.
Можайский сам финансировал создание своего авиационного аппарата, так как правительство, главным образом, состояло из иностранцев, не предоставило ему финансирования. Первые испытания самолета Можайского состоялись 20 июля 1882 года. Во время разгона летательного аппарата он смог подняться в воздух, но вскоре потерял скорость и упал на крыло, получив повреждения. Можайский попытался отремонтировать свой «прибор» и продолжить испытания, но вскоре у него закончились деньги. Самолет находился на открытом воздухе много лет, а затем был разобран.
Можайский получил звание генерал-майора в июле 1882 года, но вскоре после этого был уволен из-за «домашних обстоятельств». Позже ему было присвоено звание контр-адмирала.
Александр Федорович Можайский скончался от пневмонии 1 апреля 1890 года в Санкт-Петербурге. После его смерти, он был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, где прощались с великим изобретателем.