13 марта 1950 года — Заложена головная подлодка проекта 613 (С-80)

отadmin

Мар 13, 2023
13 марта 1950 года - Заложена головная подлодка проекта 613 (С-80)

Опыт, полученный в ходе Великой Отечественной войны, показал, что подводные лодки играют важнейшую роль в военных действиях на морях и в океанах. Когда Советский Союз вступил в войну, у него было всего 218 подводных лодок в составе Рабоче-Крестьянского Красного Флота, что почти вдвое меньше, чем количество подводных сил Германии в 1943 году, наивысшей точке своей численности — 432 лодки. Впоследствии, после Победы, новая «холодная» война потребовала значительного увеличения числа подводных лодок, так как они составляли существенную часть ударных сил главного геополитического оппонента России — Соединенных Штатов.


После тяжелой войны наша страна была истощена и обездолена, и единственный способ быстро наращивать свои подводные силы — это следовать примеру побежденного противника. Было общеизвестно, что в лучшие годы немецкая судостроительная промышленность спускала на воду подлодки практически каждые два дня. Поэтому было необходимо использовать этот опыт и организовать производство субмарин по поточному методу. Это также означало, что было необходимо тщательно изучить и, возможно, модифицировать конструкции немецких подлодок под наши нужды.

13 марта 1950 года - Заложена головная подлодка проекта 613 (С-80)


Возможно, причиной того, что командование ВМФ приказало приостановить работу над новым проектом советской средней подлодки (ш. 608) в конце 1944 года, и заняться анализом трофейных подводных лодок серий VII и XXI, было то, что они считали этот метод более эффективным. Этот анализ занял полтора года, и только в январе 1946 года Главкомат советского ВМФ утвердил новый технический проект (ш. 613) на разработку подводной лодки. Первая дизель-электрическая подводная лодка проекта 613 (С-80) была заложена на заводе «Красное Сормово» в Горьком 13 марта 1950 года, а через семь с половиной месяцев, 21 октября, она была спущена на воду и достроена. После дооборудования она проходила ходовые испытания с 31 декабря 1950 года по 26 апреля 1951 года в Баку. 9 июля лодка совершила контрольное глубоководное погружение, а 2 декабря госкомиссия подписала приемный акт. В это время на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве строили еще одну головную подводную лодку проекта 613 — С-61. Её заложили 11 апреля 1950 года, спустили на воду 22 июля, вывели на швартовые испытания 12 января 1951 года, затем перевели в Севастополь, и 24 мая 1952 года приняли на вооружение.
За период с 1950 по 1957 год на проекте 613 было построено 215 подводных лодок, что сделало их самыми массовыми в истории советского флота. Изначально планировалось построить аж 340 лодок, но в результате появления более современных проектов, производство ограничилось двумя сотнями лодок. Заводы «Красное Сормово», Николаевский завод, Балтийский завод имени Серго Орджоникидзе и Завод имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре построили 116, 72, 16 и 11 лодок соответственно.


Фактически в годы наиболее активного строительства лодок проекта 613 советский флот получал по одной новой субмарине этого типа в пять дней! А добиться таких небывалых темпов производства удалось за счет существенной рационализации и технологизации постройки лодок. Впервые в отечественной практике при строительстве подлодок широко применялись поточно-секционный метод постройки, автоматическая сварка и рентгенографический контроль сварных швов. Кроме того, на скорости постройки сказалось и то, что разработчики проекта 613 вместе с производственниками добились максимальной унификации деталей изделий и материалов, вовсю применяли агрегативность (то есть геометрическую и функциональную взаимозаменяемость отдельных элементов и узлов) при сборке механизмов и устройств и сумели практически избавиться от традиционной в то время ручной пригонки элементов при монтаже.

13 марта 1950 года - Заложена головная подлодка проекта 613 (С-80)

13 марта 1950 года - Заложена головная подлодка проекта 613 (С-80)

13 марта 1950 года - Заложена головная подлодка проекта 613 (С-80)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *