13 марта 1950 года — Заложена головная подлодка проекта 613 (С-80)

отadmin

Мар 13, 2023

Опыт, полученный в ходе Великой Отечественной войны, показал, что подводные лодки играют важнейшую роль в военных действиях на морях и в океанах. Когда Советский Союз вступил в войну, у него было всего 218 подводных лодок в составе Рабоче-Крестьянского Красного Флота, что почти вдвое меньше, чем количество подводных сил Германии в 1943 году, наивысшей точке своей численности — 432 лодки. Впоследствии, после Победы, новая «холодная» война потребовала значительного увеличения числа подводных лодок, так как они составляли существенную часть ударных сил главного геополитического оппонента России — Соединенных Штатов.


После тяжелой войны наша страна была истощена и обездолена, и единственный способ быстро наращивать свои подводные силы — это следовать примеру побежденного противника. Было общеизвестно, что в лучшие годы немецкая судостроительная промышленность спускала на воду подлодки практически каждые два дня. Поэтому было необходимо использовать этот опыт и организовать производство субмарин по поточному методу. Это также означало, что было необходимо тщательно изучить и, возможно, модифицировать конструкции немецких подлодок под наши нужды.


Возможно, причиной того, что командование ВМФ приказало приостановить работу над новым проектом советской средней подлодки (ш. 608) в конце 1944 года, и заняться анализом трофейных подводных лодок серий VII и XXI, было то, что они считали этот метод более эффективным. Этот анализ занял полтора года, и только в январе 1946 года Главкомат советского ВМФ утвердил новый технический проект (ш. 613) на разработку подводной лодки. Первая дизель-электрическая подводная лодка проекта 613 (С-80) была заложена на заводе «Красное Сормово» в Горьком 13 марта 1950 года, а через семь с половиной месяцев, 21 октября, она была спущена на воду и достроена. После дооборудования она проходила ходовые испытания с 31 декабря 1950 года по 26 апреля 1951 года в Баку. 9 июля лодка совершила контрольное глубоководное погружение, а 2 декабря госкомиссия подписала приемный акт. В это время на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве строили еще одну головную подводную лодку проекта 613 — С-61. Её заложили 11 апреля 1950 года, спустили на воду 22 июля, вывели на швартовые испытания 12 января 1951 года, затем перевели в Севастополь, и 24 мая 1952 года приняли на вооружение.
За период с 1950 по 1957 год на проекте 613 было построено 215 подводных лодок, что сделало их самыми массовыми в истории советского флота. Изначально планировалось построить аж 340 лодок, но в результате появления более современных проектов, производство ограничилось двумя сотнями лодок. Заводы «Красное Сормово», Николаевский завод, Балтийский завод имени Серго Орджоникидзе и Завод имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре построили 116, 72, 16 и 11 лодок соответственно.


Фактически в годы наиболее активного строительства лодок проекта 613 советский флот получал по одной новой субмарине этого типа в пять дней! А добиться таких небывалых темпов производства удалось за счет существенной рационализации и технологизации постройки лодок. Впервые в отечественной практике при строительстве подлодок широко применялись поточно-секционный метод постройки, автоматическая сварка и рентгенографический контроль сварных швов. Кроме того, на скорости постройки сказалось и то, что разработчики проекта 613 вместе с производственниками добились максимальной унификации деталей изделий и материалов, вовсю применяли агрегативность (то есть геометрическую и функциональную взаимозаменяемость отдельных элементов и узлов) при сборке механизмов и устройств и сумели практически избавиться от традиционной в то время ручной пригонки элементов при монтаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER