Относительная религиозная свобода продолжалась недолго.
Российский Император Павел I 12 марта 1798 года издал именной указ, в котором всем епархиальным архиереям предписывалось рукополагать священников для старообрядцев. По этому же указу было разрешено повсеместное строительство старообрядческих храмов.
В 1800 году были изданы «Высочайше утвержденные правила для устройства старообрядческих (единоверческих) церквей и снабжения их священниками». Возникло так называемое единоверие — явление, отражавшее готовность обеих сторон (и властей, и некоторой части оппозиции) идти на взаимные уступки. Но насильственное внедрение единоверия вызывало бурный протест старообрядцев.
Относительная религиозная свобода продолжалась недолго. К концу царствования Александра I опять начали появляться указы, стеснявшие духовную жизнь старообрядчества. При Николае I старообрядцы преследовались не только на территории России, но и за рубежом.
Лишь в начале XX века, после манифеста о веротерпимости, изданного Николаем II, старообрядцы получили возможность открыто устраивать крестные ходы, звонить в колокола, организовывать общины, строить храмы. С 1905 по 1917 год ими было обновлено и выстроено около тысячи храмов.
В настоящее время старообядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.
Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 миллионов человек. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.