19 февраля 1943 года. Шёл 608 день Великой Отечественной войны

отadmin

Фев 19, 2023
19 февраля 1943 года. Шёл 608 день Великой Отечественной войны

Юго-Западный фронт. К 19 февраля войска Юго-Западного фронта вышли на рубеж Змиев—Красноград — Синельниково—Красноармейское—Краматорск — Родаково—Дьяково. Войска 6-й армии (Ф. М. Харитонов) Юго-Западного фронта (Н. Ф. Ватутин) продвинулись далеко вперёд. 350-я стрелковая дивизия, 172-я стрелковая дивизия и 6-я стрелковые дивизии занимали восточный берег реки Берестовая вплоть до района южнее Краснограда, фронтом на северо-запад. 106-я стрелковая бригада форсировала реку Орель и заняла несколько деревень на её западном берегу. 267-я стрелковая дивизия продвинулась дальше всех, выйдя к Магдалиновке в 100 км к западу от Лозовой. 4-й гвардейский стрелковый корпус вёл 19 февраля бой в Синельникове. 41-я гвардейская стрелковая дивизия и 25-й танковый корпус заняли Павлоград.

19 февраля 1943 года. Шёл 608 день Великой Отечественной войны

В 5.00 утра 19 февраля противник нанёс танковым корпусом СС сильный удар из района Краснограда по правому флангу 6-й армии. (см. Схема немецких контрударов (99 КБ) ) К исходу дня танковая дивизия «Райх» этого корпуса достигла Новомосковска и начала теснить части 4-го гвардейского стрелкового корпуса 6-й армии. В полосе этой армии образовался 35-километровый разрыв. К вечеру передовой отряд немецкого наступления вышел к Перещепино и мосту через реку Орель. Мост и само Перещепино были захвачены внезапной атакой, оборонявшие мост не ожидали увидеть немецкие танки в тылу 6-й армии. В течение ночи все части «Дас Райха» собрались в Перещепино. Одновременно 40-й танковый корпус врага из района южнее Красноармейское нанёс встречный удар против подвижной группы М. М. Попова. Поддержанные крупными силами авиации, части немецкого корпуса соединения начали охватывать подвижную группу с трёх сторон.

Из сводок штаба флота

19 февраля 1943 года

На севере. Батарея № 140 не допустила в Петсамо конвой противника. Авиация СФ бомбила Киркенес, Линахамари, Петсамо, прикрывала главную базу, аэродромы и суда в море. 2 ДБ у Хавнингберга 2 торпедами потопили тр (3000 брт). Враг бомбил Мурманск, аэродромы Зубовка и Ваенга, повредил на переходе в Белое море тр «Иртыш». Зенитным огнём сбит 1 Ю-88. Пл К-21 (капитан 2 ранга Лунин Н.А.) высадила разведгруппу в Квенангенфьорде, а М-174 и М-119 вышли на позицию в Варангерфьорд, ска МО вели поиск пл на Кильдинском плесе. В Кольский залив прибыли 4 союзных тр в сопровождении 2 эм и 2 тщ, а в Йоканьгу — сс «Шквал» и 1 ска.

На западе. Под Ленинградом огонь по врагу вели 1 эм, 4 береговые и 17 ж.-д. батарей. Противник обстреливал Ленинград, ледовую трассу Кронштадт — Ораниенбаум. Авиация БФ бомбила Таллин, Нарву, Дятлицы, ж.-д. перегон у Вруды, аэродром Красногвардейск, штурмовала неприятеля у Никольского, прикрывала трассу на Ладоге. Враг бомбил о. Сескар и пункт Коваши. Красная Армия заняла Люботин, Обоянь, ж.-д. линию Курск-Харьков.

На юге. Части десанта отражали контратаки неприятеля. Артиллерия НОР обстреливала огневые точки врага. Авиация ЧФ бомбила и штурмовала войска противника в Темрюке и Широкой балке, Анапу, Тамань, прикрывала десант, Геленджик, суда в море. Неприятель бомбил р-н Мысхако. Обе стороны вели разведку. Сбито 3 Ю-87. Пл А-2 вышла на позицию в р-н Сарыч — Судак. Корабли флота доставили на Мыс хако 1648 человек, 26 орудий, 3 миномёта, др. грузы и вывезли 415 раненых. Блокадные действия выполняли 2 бтщ, 6 тка и 2 пл. Велись поиск судов противника и траление мин на наших коммуникациях. Межбазовые переходы совершали 5, а плавание 5 судов обеспечивали 9 кораблей и катеров.

Оперативная сводка Совинформбюро

19 февраля 1943 года. Шёл 608 день Великой Отечественной войны

Оперативная сводка за 19 февраля

В последний час

НАШИ ВОЙСКА ЗАНЯЛИ ГОРОДА ЛЮБОТИН, МЕРЕФА, ОБОЯНЬ

1) 19 февраля наши войска, продолжая развивать наступление западнее и юго-западнее Харькова, овладели городом и железнодорожной станцией ЛЮБОТИН, городом и железнодорожной станцией МЕРЕФА.

2) В Курской области наши войска в результате решительной атаки овладели городом и железнодорожной станцией ОБОЯНЬ. Окружённым гарнизон противника уничтожен и частично пленён. Железная дорога и шоссе КУРСК — ХАРЬКОВ полностью очищены от противника.

Утреннее сообщение 19 февраля

В течение ночи на 19 февраля наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.

Вечернее сообщение 19 февраля

19 февраля наши войска, продолжая развивать наступление западнее и юго-западнее Харькова, овладели городом и железнодорожной станцией Люботин, городом и железнодорожной станцией Мерефа, крупными населёнными пунктами Ольшаны, Пересечная, Песочин, Высокий, Комаровка, Покотиловка. В Курской области наши войска овладели городом и железнодорожной станцией Обоянь.

В районе Краснодара наши войска заняли районный центр Поповическая, крупные населённые пункты — Гривенская, Новониколаевская, Андреевская, Нововеличковская.

На других участках фронта наши войска вели бои на прежних направлениях.

18 февраля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 200 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 15 артиллерийских и 8 миномётных батарей, взорвано 5 складов боеприпасов противника.

19 февраля 1943. Как Гитлер чуть не попал в плен к советскими танкистами

19 февраля 1943 года. Шёл 608 день Великой Отечественной войны

19 февраля Гитлер едва не попал в плен к танкистам 25-го танкового корпуса Красной армии, совершившим глубокий рейд в тыл врага и подошедшим к аэродрому, на котором находился личный самолет фюрера.

В начале февраля корпус получил 200 танков по приказу Ставки и в ночь с 16 на 17 февраля перешел в наступление.

19 февраля 1943 года. Шёл 608 день Великой Отечественной войны

19 февраля, совершив 300-километровый трехдневный рейд по вражеским тылам, 111-я танковая бригада 25-го танкового корпуса подошла к Запорожью. Бригадой командовал подполковник Михаил Смарагдович Бондаренко.

Двумя днями ранее — 17 февраля в 6.00 утра самолет Гитлера приземлился в Запорожье. Фюрера беспокоило положение своих войск на восточном фронте, он принял импульсивное решение навестить командующего группой «Юг» фельдмаршала Манштейна и обсудить с ним стратегическую обстановку.

19 февраля 1943 года. Шёл 608 день Великой Отечественной войны

Шеф-пилот фюрера, генерал-лейтенант и группенфюрер СС Ганс Баур в последствие так описывал происходящее далее:

«На третий день нашего пребывания там, когда я пришел на завтрак, стало известно, что русские прорвали фронт под Днепропетровском. Главная дорога, по которой они наступали, вела как раз в сторону Запорожья и проходила мимо аэродрома, где стоял наш самолет. Сообщали, что первой движется колонна из двадцати танков. Самолеты готовились к бою, чтобы попытаться отбросить их назад. Погода была неважной, облачный слой располагался на высоте менее чем 50 метров. Только один «Шторьх» смог вернуться из разведывательного полета с конкретными сведениями: русские приближаются. Между ними и нами не было никаких частей, способных замедлить их продвижение.

Глубоко взволнованный, я взял машину и поехал в город, где Гитлер совещался с Манштейном. Я объяснил ему ситуацию и попросил разрешения, по крайней мере, перегнать самолет на аэродром в южной части города. Гитлер сказал, что в этом нет необходимости и что он вскоре прибудет на аэродром. Я возвратился обратно к самолету. Все силы, имевшиеся на аэродроме, собрали для его защиты, однако оборона выглядела не очень надежной: у нас не было ни артиллерии, ни противотанковых ружей.

Вот показались русские. С восточной оконечности летного поля мы видели двадцать два танка. Как раз в этот момент прибыл Гитлер. Наши три «Кондора» с уже прогретыми двигателями взмыли в воздух…

Через некоторое время мы узнали, чем закончилась вся эта история. К всеобщему удивлению, русские танки остановились на краю летного поля. Они не стали атаковать аэродром, а заняли позицию неподалеку. У них кончилось горючее! Конечно, они могли бы добыть достаточное количество горючего на аэродроме. Позднее из танков выбрались экипажи и оставили их стоять на том же месте.

Вели бы они себя так же, если бы знали, что в это время на аэродроме находится Гитлер?!

Увидев сотни самолетов, стоящих на летном поле, русские наверняка решили, что здесь они встретят сильное сопротивление. Когда Гитлеру спустя несколько часов после возвращения в ставку прислали сообщение обо всех этих событиях, он только и смог произнести: «Неслыханная удача!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER