Военный опыт использования велосипедов продемонстрировал массу достоинств этого изобретения. Велосипедные подразделения передвигались значительно быстрее пехотинцев, причем фактически бесшумно. Велобойцы перевозили серьезные грузы, будучи совершенно независимыми от топливных поставок. Ремонт велосипедов в полевых условиях занимал не более получаса, не требуя при этом специальных навыков.
Первые достоверные упоминания об использовании велосипедов в военных целях относятся к периоду Франко-прусской войны (1870 год). Тогда посыльный французских войск умудрился добраться на велосипеде в осажденный Париж и передать своим важное донесение. Оценив преимущества и возможности велосипедных маневров, европейцы пополнили свои армии так называемыми самокатными формированиями.
Не осталась в стороне от нововведений и Российская империя. О велосипедах в военном деле князем Потемкиным даже была написана подробная работа. Опытная эксплуатация велотранспорта в нуждах российской армии начата еще в 1888 году. Создание самостоятельных велосипедных подразделений в армии России пришлось на 1897-й.
В 1913-м армейским генштабом инициировано централизованное снабжение велосипедами воинских частей. На тот момент себя зарекомендовали три крупнейшие велосипедные фабрики – московская «Дукс» Ю.А. Меллера и Ко, рижская «Россия» А. Лейтнера и «Матадор» в Ревеле, первые две из которых получили предложение о военном госзаказе. Были экстренно организованы испытания велосипедов, используемых иностранными армиями. Была неудачная попытка приобретения лицензии на производство велоустройств «Peugeot» с целью их модернизации в России. В итоге приняли решение довольствоваться собственными изобретениями.
Первоначально планировалось выпускать традиционные велосипеды, немного адаптированные к сложным условиям эксплуатации, потому как спецтребования к передвижным устройствам отсутствовали. Однако спустя несколько месяцев утвердили первое техусловие – складной механизм. К наиболее удачному военному образцу тех времен относят аппарат А. Базилевского, который имел простую конструкцию, отличаясь при этом высокой надежностью и скоростью складывания. В 1916 году начато производство модернизированных военных велосипедов «Дукс боевой». К концу 1917-го российской армии было передано более 3500 таких экземпляров.