Историк искусства и лит-ры, музыкальный и художественный критик и археолог. Сын известного архитектора В. П. Стасова. Окончил курс в императорском училище правоведения.
Отец — архитектор В. П. Стасов. В 1836 зачислен в Училище правоведения, к-рое окончил в 1843. Службу начал пом. секр. в межевом деп.Сената. С 1848 служил секр. в Деп. герольдии, а с 1850 — пом. юрисконсульта в Деп. юстиции. Свободно владел шестью яз. Заинтересовавшись изучением искусства, в 1851 вышел в отставку и уехал за границу с уральским промышленником, меценатом А. Н. Демидовым в кач-ве его секр. и консультанта по вопросам искусства. Побывал в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, почти во всех городах Италии. Работал в крупнейших заруб, б-ках и арх. Был б-рем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции.
Научная и критическая деятельность Владимир Васильевич Стасов. очень разнообразна (русская история, фольклор, история искусств). Основная историко-литературная работа Владимир Васильевич Стасов. — «Происхождение русских былин» — вызвала большую полемику в научных кругах. В ней Владимир Васильевич Стасов, опираясь на теорию Бенфея, развивал ту мысль, что русские былины не имеют в себе ничего действительно русского и являются перенесением на русскую почву восточных (индийских и др.) тем и мотивов через посредство тюркских и монгольских народов. Основная цель работы, как указал сам автор, — борьба со славянофильской трактовкой образов былинных героев как воплощений истинно-русской народной души. Работа вызвала ожесточенные нападки на автора (Гильфердинг, О. Миллер, Бессонов и др.). Но точка зрения Владимира Васильевича Стасова нашла поддержку у В. Ф. Миллера и особенно у Г. Н. Потанина. Владимир Васильевич Стасов действительно переоценил значение восточных мотивов в былинах, допуская часто поверхностные и схематические сближения русских произведений с воссточными. Однако его работа сыграла в свое время большую роль в разрушении славянофильской трактовки русского фольклора, показав необходимость учета международных связей при изучении истории русской устной поэзии.
В многочисленных критических статьях, охватывающих область музыки, театра, живописи и лит-ры, Владимир Васильевич Стасов всегда на первое место ставил идейность и правдивость произведения. Враг всяких внешних эффектов, Владимир Васильевич Стасов считал основной задачей художника воссоздавать «те характеры, типы, события ежедневной жизни, которые первый научил видеть и создавать Гоголь». В соответствии с этим Владимир Васильевич Стасов явился лит-ым выразителем художественной идеологии «новой русской музыкальной школы», прозванной им «могучей кучкой», творческая практика к-рой содержала в себе элементы народничества и реализма. В области живописи Владимир Васильевич Стасов явился горячим защитником передвижничества. В лит-ре Владимир Васильевич Стасов высоко ставил Толстого и жестоко критиковал раннего Тургенева за «тепленькую водичку кротости и смирения», хотя последующие его произведения, в частности «Новь», ошибочно ставил очень высоко.
Сторонник национальной самобытности русского искуства, Владимир Васильевич Стасов хотя и был чужд реакционно-славянофильской трактовке самобытности, однако, одновременно враждебно относился к революционно-демократическому ее пониманию. Поэтому Стасов и не смог понять подлинную природу русской народной эпической поэзии.Библиография:
I.
Собрание сочинений, т. I–IV, СПБ, 1894–1901;
Избранные сочинения в двух томах, изд. «Искусство», т. I, М. — Л., 1937.
II.
Вл. Каренин, Владимир Стасов. Очерк его жизни и деятельности, ч. 1 и 2, изд. «Мысль», Л., 1927;
Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка. 1878–1906. Ред. и примечания В. Д. Комаровой и Л. Б. Модзалевского, изд. «Прибой», Л., 1929.
Н. Л.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929–1939. Т. 11. — М.: Худож. лит., 1939. — Стб. 15–16.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-0151.htm