
Трудно подходить с современной меркой к главным действующим лицам Смутного времени. В Битве за Москву 1612 года в одном лагере сошлись те, благодаря кому в календаре есть День народного единства, но в последовательном единении их вряд ли можно заподозрить: бывший сторонник шведского королевича, которому предстоит стать русским царем, верный воин двух Лжедмитриев Дмитрий Трубецкой и даже добрый польский шляхтич Павел Хмелевский.
Ничего удивительного в том, что такой союз состоялся, нет. Ведь в те времена, когда общество было раздираемо сословными даже не противоречиями, а войнами, профессиональные военные (в числе которых и наш герой) служили щедрому или перспективному господину. Как говорил герцог Ришелье в прекрасном советском фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»: «Ну и что, что продался? Вы затем и приехали в Париж, чтобы подороже продать свою шпагу, верную руку, изворотливый ум».
Ротмистр Павел (в некоторых документах Бальцер) Хмелевский, сын обнищавшего шляхтича, приехал вместе с другими польскими интервентами в середине 1600-х гг. Он успешно служит «Тушинскому вору», воюет со своим летучим отрядом под Коломной, затем оказывается в армии Жолкевского.
Пока польский король был занят «смоленским вопросом», значительный польский гарнизон, где служил и Хмелевский, оказался заперт в Москве силами Второго народного ополчения. Здесь поляки в условиях нехватки продовольствия и неясности перспектив разделились на два враждующих лагеря. Хмелевский ушел к «тушинцам», переругался с начальством и решил в итоге бежать к Пожарскому, который разумно пообещал ему хорошую награду.
Когда армия Ходкевича попыталась деблокировать польский гарнизон, именно Хмелевский вместе с Козьмой Мининым нанес решающий удар его армии под Крымским двором.
Кстати, потом поляки долго использовали эту «перебежку» Хмелевского в «информационной войне»: дескать, русские не победили бы, если бы не наш предатель. Все, конечно, гораздо сложнее, но роль шляхтича в сдаче польского гарнизона в Кремле трудно переоценить. Почему же его редко вспоминают, когда говорят о тех событиях?
Дело в том, что несмотря на все привилегии, земли и богатства, которые Хмелевскому были пожалованы, его кипучая и довольно склочная натура вскоре сказалась. Похождения пана после 1612 года достойны сериала. Приведу только отдельные отрывочные события.
Хмелевский интриговал против другого шляхтича, перебежавшего к русскому царю, и строчил на него доносы, но конкурент писал доносы более красноречивые. Над нашим героем нависла опала. Он попытался вернуться в Польшу, позже объясняя это фантастически: мол, польский король нанял татар, чтобы убить его как изменника, а он решил отомстить королю: вот и продирался в Варшаву. Но при попытке побега в Речь Посполитую Хмелевского поймали, оправданиям его не поверили и сослали в Сибирь, где этот буйный персонаж в итоге и скончался.
Глеб Таргонский