
26 сентября 1976 года в Новосибирске случилась авиакатастрофа: пятиэтажку на улице Степной протаранил самолет Ан-2, вылетевший из аэропорта Северный. Это была не ошибка пилота, а его сознательный страшный поступок: так он хотел отомстить жене. Долгое время ЧП оставалось засекреченным.
ПРЕСТУПНИК СЕРКОВ
Ранним утром 26 сентября 1976 года жители дома № 43/1 по улице Степной проснулись от странного жужжания и увидели самолет на совсем небольшой высоте. Он несколько минут нарезал круги, а потом пошел на таран: пробил двухметровую дыру между третьим и четвертым этажами пятиэтажки. Самолет не остался торчать в стене, а рухнул вниз. В доме же начался пожар: на лестничную площадку вылился авиационный бензин. Но что это было? Оказалось, что целью летчика была его семья: жена, теща и маленький сын, живущие в квартире № 9. Но дома их не оказалось — вместо них ранения разной степени тяжести, в том числе и смертельные, получили 11 соседей. Летчик тоже погиб.
Ни в газетах, ни по радио, ни по телевидению о случившемся тогда ничего не сказали, хотя новость быстро передавалась из уст в уста. И по сей день сведения из официального расследования основаны на словах очевидцев.
— Документально вопрос по-прежнему остается тайной. Основная версия основывается на воспоминаниях и остается без изменений: молодой пилот Владимир Серков на самолете Ан-2 вылетел из аэропорта Северный и совершил таран жилого дома, чтобы расправиться с женой и тещей. Погибли люди, в том числе дети. Несмотря на утрату документов и причины этого поступка, моральная его оценка также остается прежней — это ужасное преступление, — сказал краевед Константин Голодяев.

«ЗАБРАЛА СЫНА И УШЛА К МАМЕ»
Преступнику Владимиру Серкову тогда было 23 года. Подающий надежды командир воздушного судна, он сразу после окончания Бугурусланского летного училища получил кресло второго пилота. Обручился с девушкой Татьяной, в браке у них родился сын Рома. Казалось, что в семье все хорошо. Однако в 1976 году Татьяна подала на развод и ушла к маме, забрав с собой малыша.
— Этого мужчину на самом деле жена бросила из-за алкоголизма, родственники не желали с ним общаться по той же причине. На работе его из летчиков перевели в техники, тоже из-за пьянки. А во время очередного скандала он сказал жене, мол, прилечу во вторник. Никто и не думал, что он собирается прилететь на самолете, который угнал… — описывал те события один из жителей дома, очевидец ЧП.
По версии официального расследования, Серков хотел отомстить за развод. Возможно, был не в себе. За 5 лет до катастрофы у летчика случился эпилептический припадок, он два раза ударился головой и впоследствии жаловался на частые головные боли. В больницу не ходил: боялся, что из-за проблем со здоровьем его лишат работы.
Но состояние только ухудшалось. Татьяна Серкова позже расскажет следствию, что жизнь с мужем стала невыносимой: он срывал гнев на домашних, впадал в истерики. Родители Татьяны говорили, что пора бы развестись с неуравновешенным избранником. И боязнь за ребенка стала последней каплей.

«ИЩИТЕ МЕНЯ НА УЛИЦЕ СТЕПНОЙ»
26 сентября 1976 года Владимир Серков приехал в аэропорт Северный к 7 часам утра. Он без проблем прошел медицинское освидетельствование, показав врачу фальшивое оперативное задание. Дежурный хорошо знал Серкова, поэтому без каких-либо подозрений отдал ему ключи.
Тем временем Серков сел в самолет, развернулся и, не спрашивая разрешения у диспетчера, поднялся в воздух. С ним связался диспетчерский пункт:
— Где вы находитесь?
— Над Затоном нахожусь.
— А вы куда пошли?
В ответ — тишина. Спустя 3 минуты летчик вышел на связь:
— Ищите меня на улице Степной, дом 43/1. Прощайте, моя фамилия Серков.
Местные жители позже вспоминали, что самолет кружил в воздухе не просто так: рядом с пятиэтажкой рос большой тополь, и Серков боялся врезаться в дерево. Тополь простоял еще долго — его спилили несколько лет назад.
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ
Татьяны, ее родителей и сына чудом не оказалось в квартире. Жертвами летчика стали другие жильцы многоэтажки. Их имена известны. Шестилетние братья Саша и Олег Тяпкины и их 25-летняя тетя Галина Дегтярева из квартиры № 12 погибли на месте, четырехлетний Егор и его мама Маргарита Пушенко из квартиры № 10 получили сильные ожоги и скончались в больнице спустя несколько дней. Мама Олега и Саши Тяпкиных не перенесла горя и через неделю умерла от сердечного приступа.
Скорая помощь приехала на вызов не сразу, да и пожарные поначалу примчались без воды и тушили пожар с помощью гидранта. Люди отказывались верить в то, что советский летчик мог угнать самолет и совершить этот теракт. Сразу после ЧП во всех летных училищах СССР было введено психологическое тестирование поступающих.
Дом на улице Степной улице стоит до сих пор. Он удивительным образом не рухнул — на месте дыры новые панели. О семейной драме, закончившейся кошмаром, помнят до сих пор, хотя на пятиэтажке нет никаких мемориальных дощечек.
© КП-Новосибирск