14 сентября 407 года умер Иоанн Златоуст

отadmin

Сен 14, 2022
14 сентября 407 года умер Иоанн Златоуст

Архиепископ Константинопольский. Христианский богослов. Святой. Один из трех Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Считается защитником и покровителем немощных и бедняков, а также тех, чья работа связана с ораторским искусством: юристов, учителей.


Иоанн Златоуст родился около 347 года в городе Антакья, Турция. Его отец, Секунд, являлся видным военачальником, умер вскоре после его рождения. Мать, Анфуса, имела благородное происхождение, лишившись мужа в весьма юном возрасте, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына. Наряду с нравственным воспитанием получил прекрасное светское образование. Философии учился у Андрагафия, а литературе, риторике — у знаменитого Ливания, одного из лучших специалистов в области красноречия, ораторского искусства. За время обучения не раз удивлял его своими дарованиями. Впоследствии Ливаний отзывался о нем как о самом лучшем ученике.

Получив необходимые знания, Иоанн Златоуст занялся адвокатской практикой, добился в этой сфере блестящих успехов. Благодаря таланту, образованию и высокому социальному положению в обществе мог построить неплохую карьеру. Но Бог определил для него иной путь.

Несмотря на то, что родители Иоанна были христианами, сам не был крещен в раннем детстве. В то время практика откладывание Крещения детей не считалась чем-то из ряда вон выходящим. Многие родители считали за лучшее, если их дети приобщаются к Церкви осознанно.

Через какое-то время Иоанн, всерьез увлекшись Божественным Писанием и сочинениями отцов Церкви, прервал адвокатскую практику, оставил звание ритора. Этому решению способствовало то обстоятельство, что епископ Антиохийский Мелетий, разумея в нем потенциального Божьего служителя и хорошо понимая, какую пользу может принести Церкви, призвал его к себе. В течении трех лет наставлялся в истинах христианского вероучения, а затем принял от Мелетия Крещение.

К этому времени в Иоанне Златоусте окончательно сформировалось желание посвятить свою жизнь служению Богу. Многие из его сверстников, желавшие быть ближе к Господу, стремились тогда к монашеской жизни, селились в пустынных местах, где находили себе мудрых наставников из числа опытных подвижников, занимались изучением слова Божьего, молитвой, созерцанием, физическим трудом. Монашеская жизнь не шла ни в какое сравнение с жизнью внутри большого, шумного, развращенного города.

Иоанн, также как и многие из его товарищей, смотрел на монахов с большим уважением. Однако в пустыню не шел. Этому способствовали по крайней мере два фактора: многочисленные просьбы со стороны матери, видевшей в единственном сыне отраду, и действия епископа Мелетия.

Вскоре после принятия Иоанном Крещения епископ Мелетий возвел его в звание чтеца. Эта должность нередко служила предварительной ступенью перед принятием священства. Между тем, в 370 году епископа изгнали из города в связи с внутренней политикой императора Валента, покровительствовавшего арианам и притеснявшего их упорных противников.

В тот период в Антиохии оставались и другие известные учителя: Картерий и Диодор, ставший впоследствии епископом Тарским. В училище этого богослова, наряду с Иоанном, выделялся своими знаниями Феодор Мопсуестский. Однако тогда как Феодор стремился усилить и даже обострить особенности богословия Диодора, Иоанн, напротив, старался избегать крайностей, сглаживал острые углы.

Со временем Иоанн стяжал себе известность среди местных жителей, которые захотели видеть его, как и его друга Василия, на более высоком духовном посту. Однако сам, смиренно считая себя недостойным иерархического возвышения, подобным желаниям сопротивлялся. Между тем, его друг, Василий, посвящен в епископское достоинство.

После смерти любящей матери, Иоанн Златоуст реализовал свое давнее желание, удалился в одну из монашеских обителей. Здесь, в постах, бдениях и сердечных молитвах, провел около четырех лет. Затем, Промыслом Божьим, удалился и жил в уединенной пещере отшельником. Суровая аскетическая жизнь, непрестанные подвиги сказались на его физическом здоровье: приобретенная им желудочная болезнь преследовала его до конца земной жизни. Подорвав здоровье, вынужден оставить отшельничество и возвратиться в Антиохию в 380 году.

В 381 году Иоанн, по инициативе Мелетия, принял диаконский сан. В этот период помимо традиционных для диакона богослужебных обязанностей в зону ответственности Златоуста входило попечение о бедных и обездоленных. На этом служении проявил себя не только как ответственный служитель, но и как чуткий, отзывчивый, сострадательный христианин.

В 386 году преемник Мелетия по епископской кафедре, Флавиан, рукоположил тридцатидевятилетнего Иоанна во священника. В этот период снискал себе широкую славу, причем не только как ревностный пастырь, но и как пламенный оратор, выдающийся проповедник. Отличительной особенностью его проповедей являлись ясность, доступность, яркая выразительность, глубина мысли, ортодоксальность. Речи Златоуста уже тогда привлекали внимание широкого круга верующих. Толпы людей стекались к нему, желая внимать его поучениям и наставлениям.

В 388 году, после того как жители Антиохии, недовольные введением специального военного налога, учинили в городе возмущение и снесли статуи императора Феодосия и его супруги Флациллы, а затем, охладев и устрашившись ожидаемой расправы со стороны царской власти, пребывали в состоянии ужаса и отчаяния, Иоанн призвал паству к смирению и покаянию, воодушевил их надеждой на милосердие Божье. Эти речи известны по его беседам «О статуях».

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, Иоанна Златоуста вызвали из Антиохии и доставили в столицу, с тем, чтобы передать осиротевшую кафедру под его управление. Причем, уполномоченные на это лица действовали смекалкой и хитростью, небезосновательно опасаясь, что жители, полюбившие его как пастыря, попросту не захотят отпустить.

Возведения Иоанна на Константинопольскую кафедру желал сам император Аркадий. Этого желала и лучшая часть местного духовенства, и народ. Несмотря на протесты завистников, интриговавших по поводу этого дела и желавших извлечь из него хоть какую-то личную пользу, в 397 году отец Иоанн торжественно взошел на Константинопольский патриарший престол.

Дело служения на новом посту, как того и требовали обязанности архиерея, оказалось весьма многотрудным. Общий нравственный уровень жителей Константинополя оставлял желать лучшего. Знать утопала в неге и роскоши, тогда как жизнь низших слоев отличалась бедностью и нищетой. Местное духовенство во многом не соответствовало своему призванию и предназначению.

Чтобы переломить ситуацию, новый глава Константинопольской Церкви предпринимал самые решительные меры: обличал высшие круги, изгонял из клира священнослужителей, запятнавших себя преступлениями и уклонением от исполнения христианского долга, способствовал преобразованиям в сфере монашеской жизни, организовывал помощь бедноте.

Ввиду совершенно несвойственного многим из представителей высшего духовенства стремления к скромности жизни, Иоанн возбуждал в них непонимание, а временами и неприкрытое недовольство. Существенно сократил расходы на содержание своей кафедры, ограничил свою ежедневную трапезу умеренным ассортиментом продуктов и блюд, а повседневный гардероб — достаточно скромной одеждой.

Высвобождавшиеся в результате благоразумной экономии средства Иоанн Златоуст тратил на благотворительность. На нужды бедных направлял и те средства, которые выручал с продажи роскошной посуды, штор, мебели, мрамора. Такое поведение святителя резко контрастировало с поведением прочих архиереев и иереев, служило им обличением. И это вызывало определенную напряженность. Со временем напряженность переросла в борьбу.

Однажды Иоанн Златоуст принял у себя четырех братий из Нитрийской пустыни, искавших защиты от преследований Феофила. Выслушав их, обратился к Феофилу с ходатайством. Эти действия были расценены последним как незаконное вмешательство в дела другой епархии. В свою очередь монахи стали искать защиты у императора, обратились к нему и представили против Феофила довольно тяжелые обвинения.

Тот был вызван в Константинополь на суд. Однако, когда состоялось рассмотрение назначенного дела, святитель Иоанн, руководствуясь лучшими побуждениями, счел уместным от суда уклониться. Феофил же, воспользовавшись ситуацией, принялся интриговать и обвинил Златоуста в оригенизме.

В состав организованного по этому случаю Собора, проходившего на предоставленной царем вилле «У дуба», вошли прибывшие с Феофилом египетские архиереи. Союзницей Феофила выступила могущественная императрица Евдоксия, недовольная тем, что Златоуст обвинял ее в притязаниях на виноградник одной несчастной вдовы, сравнивая ее с нечестивой библейской царицей Иезавелью.

На Соборе в адрес отказавшегося прибыть туда Иоанна Златоуста выдвинуто несколько клеветнических обвинений, часть из которых базировалась на домыслах, тогда как другая часть — на ложных слухах. Помимо прочего его обвинили в растрате церковных средств. Несмотря на заступничество дружественных служителей, святителя осудили. По настоянию Евдоксии император Аркадий приговор утвердил. Святитель был низложен и отправлен в ссылку

Как только весть о случившимся распространилась по улицам Константинополя, произошло народное волнение. Вслед за ним случилось землетрясение, отчего императрица, сознававшая свою роль в осуждении, и посчитавшая бедствие знамением суда Божьего, пришла в ужас.

После того как по настоянию императрицы изгнанник вернулся из ссылки, горожане оказали ему торжественный прием. Вновь созданный Собор отменил приговор предыдущего Собора, снял со святителя обвинения и восстановил в правах.

Однако вскоре затаившаяся ненависть его идейных противников нашла очередной повод для злорадства. Когда недалеко от Константинопольского храма святой Софии воздвигли колонну в честь царицы Евдоксии, а затем, в честь этого события устроили торжества, отдававшие грубым язычеством и мешавшие своим шумом ходу богослужения, Иоанн Златоуст обратился к префекту, указав ему на несоответствие этого действа христианскому благочестию. Не получив должного ответа, публично обличил императрицу, назвав ее беснующейся, неистовствующей Иродиадой.

Это суровое обличение привело Евдоксию в ярость. Однако просто взять и наказать Константинопольского первосвятителя она не могла. Тогда вновь связалась с Феофилом, побуждая его к очередному суду над святым. Феофил, опасаясь вспышки народного гнева, не дерзнул явиться в столицу лично, однако направил туда специальное посольство: Акакия и Северина. Последние собрали врагов Златоуста, после чего совместным решением вынесен новый приговор о низложении. Император, поддавшись влиянию Евдоксии, приговор утвердил.

    Иоанн Златоуст взят под стражу в 404 году, в день Пасхи, прямо во время богослужения. Некоторое время пребывал под домашним арестом, а затем его отправили в Вифинию. Римский Папа Иннокентий I, узнав о случившемся, не смог изменить ситуацию.

Из Вифинии осужденный отправлен в Кукуз, небольшое селение в Малой Армении. В Кукузе провел, в нужде и лишениях, около трех лет. Здесь занимался богоугодными трудами и молитвенным деланием, вел переписку. Время от времени его навещали антиохийцы. Зная о связях низложенного архиепископа с единомышленниками, враги не могли взирать на это спокойно. Под их влиянием император издал указ о переводе его на новое место, в Питиунт, в восточной части черноморского побережья.

Иоанн Златоуст умер 14 сентября 407 года. Погребен в Команах Понтийских, в мартирии мученика Василиска. 

В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя перенесены в Константинополь.

В ходе Четвёртого крестового похода мощи святителя вывезены из Константинополя в Рим.

По решению папы Иоанна Павла II 26 ноября 2004 года мощи возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре.

ПАМЯТЬ ОБ ИОАННЕ ЗЛАТОУСТЕ

Память совершается

в Православной церкви — 26 ноября, 9 февраля — перенесение мощей, 12 февраля — Собор трех святителей

в Константинопольской и Элладской церквях — 13 ноября, 27 января и 30 января

в Католической церкви — 13 сентября

Вселенская патриархия в 2004 году установила празднование 30 ноября в честь перенесения из Рима в Стамбул мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Считается защитником и покровителем немощных и бедняков, а также тех, чья работа связана с ораторским искусством: юристов, учителей.

Источник >>>

14 сентября 407 года умер Иоанн Златоуст

14 сентября 407 года умер Иоанн Златоуст

14 сентября 407 года умер Иоанн Златоуст

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *