22 июня 1941 года — Хронология первого дня войны

отadmin

Июн 22, 2022
22 июня 1941 года - Хронология первого дня войны

03:07 Командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский позвонил начальнику генштаба РККА Георгию Жукову и доложил, что со стороны моря подходит большое количество неизвестных самолетов. Флот находится в полной боевой готовности, адмирал предложил встретить их огнем ПВО флота. Жуков ответил: «Действуйте и доложите своему наркому».

22 июня 1941 года - Хронология первого дня войны
Директива (шифровка) штаба Западного особого военного округа от 01:45 22 июня 1941 г.

03.30. Начштаба ЗапОВО генерал Климовских доложил о налете вражеской авиации на города Белоруссии.
03:33. Начштаба Киевского округа генерал Пуркаев доложил о налете авиации на города Украины.
03:40. Командующий Прибалтийским округом генерал Кузнецов доложил о налете на Каунас и др. города.
03:40. Нарком обороны Семен Тимошенко приказал начальнику Генштаба Жукову Сталину на «Ближнюю дачу» о начале боевых действий. Выслушав Жукова, Сталин поехал в Кремль.

04.00. Жуков вновь разговаривал с Октябрьским. Тот спокойным тоном доложил: «Вражеский налет отбит. Попытка удара по кораблям сорвана. Но в городе есть разрушения»». Черноморский флот начало войны не застало врасплох.

04.10. Западный и Прибалтийский особые округа доложили о начале наземного наступления немцев.
04:12. Немецкие самолеты появились над Севастополем. Налет отбили, но в городе есть разрушения.
04:15. Началась оборона Брестской крепости.

04.30. В Кремле собрались члены Политбюро, Нарком обороны Тимошенко и начальник Генштаба Жуков. Сталин приказал срочно связаться с германским посольством.

22 июня 1941 года - Хронология первого дня войны
Боевое донесение №1 командующего 3-й армией от 04:45 22 июня 1941 г.

07:15. Москва, Кремль. Издана Директива №2, предписывающая уничтожить вражеские силы в районах нарушения границы, уничтожить авиацию противника, а также «разбомбить Кенигсберг и Мемель». ВВС СССР разрешалось заходить «на глубину германской территории до 100–150 км». Начинается первая контратака советских войск у литовского городка Алитус.

08.00 Берлин (07:00 по берлинскому времени) Рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс по радио зачитал обращение Гитлера к немецкому народу в связи с началом войны с СССР:

«Немецкий народ! В данный момент осуществляется величайшее по своей протяженности и объему выступление войск, какое только видел мир… От Восточной Пруссии до Карпат развернуты соединения немецкого восточного фронта. На берегах Прута и в низовьях Дуная до побережья Черного моря румынские и немецкие солдаты объединяются под командованием главы государства Антонеску. Задача этого фронта уже не защита отдельных стран, а обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех. Поэтому я сегодня решил снова вложить судьбу и будущее германского рейха и нашего народа в руки наших солдат. Да поможет нам Господь в этой борьбе!»

09.30 Москва, Кремль. Сталин в присутствии Тимошенко и Жукова отредактировал и подписал указ о проведении мобилизации и введении военного положения в европейской части страны, а также об образовании Ставки Главного Командования и ряд других документов.

10.00 Киев. Бомбардировка столицы УССР. По официальным данным погибли 25 человек, по неофициальным – больше. Еще несколько дней в Киеве продолжалась мирная жизнь. Отменили лишь запланированное на 22 июня открытие стадиона, там должен был пройти футбольный матч Динамо (Киев) – ЦСКА.

Штаб 45-й немецкой дивизии доложил командованию корпуса: «Русские ожесточенно сопротивляются, особенно позади наших атакующих рот. В цитадели противник организовал оборону пехотными частями при поддержке 35–40 танков и бронеавтомобилей. Огонь вражеских снайперов привел к большим потерям среди офицеров и унтер-офицеров».

12.00 Москва. Молотов по радио обратился к стране, 22 июня он впервые назвал войну Отечественной. Также впервые произнес слова, ставшие главными в войне: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Из воспоминании Юрия Левитана:

«Когда ранним утром нас, дикторов, вызвали на радио, уже начали звонки раздаваться. Звонят из Минска: «Вражеские самолеты над городом», звонят из Каунаса: «Город горит, почему ничего не передаете по радио?», «Над Киевом вражеские самолеты». Женский плач, волнение: «Неужели война?..» И вот я, помню, включил микрофон. Во всех случаях я помню себя, что я волновался только внутренне, только внутренне переживал. Но здесь, когда я произнес слова «говорит Москва», чувствую, что дальше говорить не могу: застрял комок в горле. Из аппаратной уже стучат: «Почему молчите? Продолжайте!» Сжал кулаки и продолжал: «Граждане и гражданки Советского Союза…»

12:30. Западные военные округа. Немцы заняли Гродно. Началась новая бомбардировка Минска, Киева, Севастополя и других городов.

13.00. Москва. Открылись призывные пункты в военкоматах Москвы, Ленинграда и других городов. Выстроились очереди.

Из воспоминаний Жукова:

«Примерно в 13 часов мне позвонил И. В. Сталин и сказал: — Наши командующие фронтами не имеют достаточного опыта в руководстве боевыми действиями войск и, видимо, несколько растерялись. Политбюро решило послать вас на Юго-Западный фронт в качестве представителя Ставки Главного Командования. На Западный фронт пошлем Шапошникова и Кулика. Я их вызывал к себе и дал соответствующие указания. Вам надо вылететь немедленно в Киев и оттуда вместе с Хрущевым выехать в штаб фронта в Тернополь. Я спросил: — А кто же будет осуществлять руководство Генеральным штабом в такой сложной обстановке? И. В. Сталин ответил: — Оставьте за себя Ватутина. Потом несколько раздраженно добавил: — Не теряйте времени, мы тут как-нибудь обойдемся».

13:15 Брестская крепость. Для взятия крепости немцы ввели в бой новые силы 133 пехотного полка на Южном и Западном островах. Защитники держат оборону. Была брошена в атаку 45-я пехотная дивизия вермахта. На взятие крепости отводилось не более 8 часов.

13:30 Минск. В 12 часов в театральном зале ДКА начался спектакль «Школа злословия» гастролировавшего МХАТа . С участием выдающихся актеров Андровской, Яншина, Кторова, Массальского. После антракта на сцену вышел военный, сообщил о начале войны, предложил военнообязанным направиться в свои военкоматы.

14:30 Рим. Глава МИД Италии Галеаццо Чиано сообщил послу СССР Николаю Горелкину, что Италия объявила войну СССР «с момента вступления германских войск на советскую территорию».

Из дневника Чиано: «Мое сообщение он воспринимает с довольно большим равнодушием, но это в его характере. Сообщение весьма короткое, без лишних слов. Беседа продлилась две минуты».

15:00 Западные военные округа. Пилоты немецких ВВС доложили, что все аэродромы, казармы и скопления бронетехники уничтожены.

16:15. Москва. Художник Ираклий Тоидзе начал работу над плакатом «Родина-мать зовет!». Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна. Она вспоминала: «Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» — и сразу стал делать наброски». К утру 23 июня плакат был готов, а через 5 дней уже вышел из типографии.

Сын Тамары и Ираклия Тоидзе, Александр, вспоминал: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем… Маме в 1941 году было 37 лет, но никто ей тогда не давал и 30. Отец состарил ее. В изображенной женщине я разглядел черты и нашей соседки по коммунальной квартире…»

18.00. Западные военные округа. Некоторые соединения ВВС СССР все же успели поднять в воздух авиацию и нанести удары по наступающим немцам.По вечерней оперативной сводке штаба Северо-Западного фронта, бомбардировщики с 11:00 до 18:00 отработали по скоплениям пехоты и мотомехачастям.

18:30. Брестская крепость. Командующий 4-й армией Людвиг Кюблер отдает приказ об «оттягивании собственных сил» от Брестской крепости. Это один из первых приказов об отступлении немецких войск.

19:00. Западные военные округа. Командующий группой армий «Центр» генерал Федор фон Бок приказал прекратить расстрелы советских военнопленных. Их стали собирать в спешно огороженных колючей проволокой полях. Это первые лагеря для военнопленных.

19:10 Москва. На совещании у Сталина принято решение о мобилизации по усиленному варианту, подготовлен и подписан указ Президиума ВС СССР о мобилизации

19:30. Литва. Первые зверства фашистов. Немцы, ворвались в деревню Альбинга Клайпедского района. Солдаты ограбили и сожгли все дома. Жителей — 42 человека — согнали в сарай и заперли. В течение дня фашисты убили несколько человек — забили насмерть или застрелили. Десятки случаев в приграничных районах 22 июня зафиксировано в других местах.

20.00. Москва. Советский поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач 22 июня начал работу над стихотворением «Священная война». Полностью оно будет готово на следующий день, а уже 24 июня его опубликуют в газетах «Известия» и «Красная звезда». На следующий же день будет готова музыка композитора Александрова. 26 июня 1941 года песня впервые будет исполнена на Белорусском вокзале.

21.00 Москва. В войска направлена Директива №3. Это была уже третья директива за день. Но приказы командования не успевали за развитием событий. В директиве указывалось:

«Армиям Юго-Западного фронта, прочно удерживая госграницу с Венгрией, концентрическими ударами в общем направлении на Люблин силами 5 и 6 А[рмий]… окружить и уничтожить группировку противника, наступающую на фронте Владимир-Волынский, Крыстынополь, к исходу 26.6 овладеть районом Люблин».

Неадекватность задач имела свои объяснения, Начальник оперативного отдела Юго-Западного фронта будущий маршал Баграмян вспоминал:

«Невольно подумалось, что оптимизм оценок в документе из центра во многом был навеян и нашими довольно бодрыми донесениями».

21:10 Лондон. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль начал выступать на BBC. Черчилль пообещал помощь Советскому Союзу.

24.00. Москва. Первая сводка Великой Отечественной войны.

СВОДКА ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ
за 22.VI. — 1941 года

С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от БАЛТИЙСКОГО до ЧЁРНОГО моря и в течение первой половины дня сдерживались ими. Во второй половине дня германские войска встретились с передовыми частями полевых войск Красной Армии. После ожесточённых боёв противник был отбит с большими потерями. Только в ГРОДНЕНСКОМ и КРИСТЫНОПОЛЬСКОМ направлениях противнику удалось достичь незначительных тактических успехов и занять местечки КАЛЬВАРИЯ, СТОЯНУВ и ЦЕХАНОВЕЦ (первые два в 15 км. и последнее в 10 км. от границы).
Авиация противника атаковала ряд наших аэродромов и населённых пунктов, но всюду встретила решительный отпор наших истребителей и зенитной артиллерии, наносивших большие потери противнику. Нами сбито 65 самолётов противника.



О чем писала пресса

22 июня 1941 года - Хронология первого дня войны

22 июня 1941 года - Хронология первого дня войны

22 июня 1941 года - Хронология первого дня войны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *