Первая линия «Сокольники» — «Парк культуры» открылась в мае 1935 года.
Современный облик Москвы невозможно представить без метро. Более того, советские станции метрополитена похожи на произведения искусства — нигде в мире нет такого красивого метро. Между тем у московской подземки достаточно долгая история.
Первые проекты московского метрополитена появились ещё в Российской империи. О метро в Москве заговорили в 1875 году. По проекту Василия Титова предлагалось проложить подземную железнодорожную линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. До реализации так и не дошли, причём по непонятным причинам. Считается, что основное давление оказала Русская православная церковь: якобы грех человеку спускаться под землю. Официально же проект был признан экономически нерентабельным.
Но уже к началу XX века были очевидны проблемы с передвижением по Москве. Население города составляло около миллиона человек, быстро росла прослойка рабочих, численность городского населения с каждым годом всё увеличивалась. Конки, извозчики и даже трамваи, пущенные по городу в 1903 году, не решили проблему. Становилось очевидным, что помочь может метро. Уже с 1862 года оно существовало в Лондоне.
Проект московских городских электрических железных дорог 1901 года — метрополитен протяжённостью Сокольники — Павелецкий вокзал — стал плодом совместного творчества инженеров Балинского и Кнорре и художника Каразина. Это были известные в своё время люди. Именно они предложили первый развёрнутый план строительства метрополитена. Он должен был быть наполовину подземным, наполовину наземным, протяжённость составляла бы 54 километра. Проект был вынесен на обсуждение в Городскую думу. Прозвучал отказ. Городские власти просто-напросто пожалели денег (нужно было крупно вложиться, а первую прибыль они бы получили только спустя год); для строительства нужно было сносить некоторые дома; пайщики трамвайной компании опасались конкуренции со стороны владельцев нового, быстрого и удобного вида транспорта.
Как выразила Городская управа свой отказ: «Проект Кнорре и Балинского захватывает бесплатно недра земли, которые следует рассматривать как полную собственность городской управы… он лишает городское управление дохода от эксплуатации площадей для доходных статей… Условия эксплуатации предприятий таковы, что грозят серьёзным ущербом для имущественных интересов городского управления».
Снова против выступило духовенство: подземная дорога частично проходила бы под основными московскими храмами. В итоге проект был отложен на полку и Москва продолжила страдать от перегруженности улиц.
Вплоть до Первой мировой было предоставлено ещё несколько проектов. Но началась война, и вопрос, естественно, отложили. Затем и революция, и Гражданская война — в стране нужно было восстанавливать экономику и строить новую, приводить всё в порядок. Но к середине 20-х годов вопрос стал ребром и остро. Ничего не помогало решить транспортную проблему в Москве: ни большее количество трамваев, ни появление автобусов и троллейбусов. Когда город получил новый статус столицы, население выросло ещё в большую сторону. Пытались обратиться к иностранным строителям, но из этого ничего не вышло, и проект затягивался.
В конце концов вопрос, железно и жёстко, решил Иосиф Сталин. В июле 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел критическую ситуацию с пассажирскими перевозками и принял решение: «Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метро в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешёвых людских перевозок». Кстати, именно Сталин настоял на том, что метро будет подземным. Стройку курировал Каганович.
После этого вопрос начал решаться стремительно. Уже в сентябре 1931 года развернулось строительство, начались исследовательские работы. В 1934 году уже были построены первые линии, пущены первые поезда. Советские граждане вовлеклись в строительство метро с большим энтузиазмом, строили ударно и быстро. Устраивались даже субботники, в которых участвовало множество количество людей. Особое внимание уделялось и декору будущих станций. На предпусковом этапе строительства выполнялись масштабные архитектурно-отделочные работы с применением мрамора и гранита, добываемых в карьерах Крыма, Кавказа, Карелии, Урала.
Строительство уже в 1934 году было закончено, но не было эскалаторов. Тогда один был выкуплен в Англии, разобран и по его образцу сделаны все остальные.
В конце концов всего через три года после принятия решения о строительстве метро прошёл первый испытательный поезд с первыми пассажирами. Через два дня первыми пассажирами восьми поездов Московского метро стали около 25 тысяч делегатов проходившего в Москве VII Всесоюзного съезда Советов.
Интересный факт. В то время вместо привычного «Осторожно, двери закрываются» перед началом движения звучало громогласное предупреждение помощника машиниста: «Го-о-т-о-о-о-в!» В первый рейс первые пассажиры московского метро отправились со скоростью 5 километров в час, а первым машинистом был человек с сакраментальным русским именем Иван Иванович Иванов.
С середины февраля начались учебные движения по трассе, в обкатке участвовали передовики производства. 15 мая 1935 года в 7 часов утра открыли двери для пассажиров все 13 станций первой линии метро. Так началась история самого удобного метро в мире.